«В чём же смысл в этом синем небе?»
Сразу признаюсь: к Наталье, как и её творчеству, отношусь с большой симпатией и теплом. Встретились мы впервые на «Каблуковской радуге», тогда едва разгоравшейся на тверском небосклоне. В дружном кругу единомышленников выделила её сразу. И не только потому, что увидела в ней себя молодую, и не потому, что живет в соседнем районе. Чувствовалось в ней и её поэтических строчках что-то такое, что заставляло присмотреться и прислушаться. Искренность? Открытость души? Желание дотошно разобраться «в тайнах бытия», что «темны и неизвестны»?
Боится человек
из века в век прожить
Бессмысленную жизнь
без веры и надежды.
Теперь передо мной – тайны души её литературной героини, её первый поэтический сборник, который открывается разделом любовной лирики. Почему не гражданской или, на край, «о поэте и поэзии» либо «о родной природе»? – спросит кто-то, привыкший к традиционной компоновке. Наталья и тут не лукавит: нет для женщины ничего важнее, чем любовь. Материнская, от которой ликует каждая травинка:
На прогулку вышли с дочкой.
Вдоль тропиночки
Улыбаются листочки
И травиночки,
Улыбаются цветочки:
Клевер, лютики.
Я твои целую щечки —
Я люблю тебя.
К мужчине, такая сложная, если ищешь глубокое чувство, а не всполох мимолетной страсти:
Как у нас получилось
Не сберечь этот дар?
Как же так оказалось:
Я – твоя, ты – не мой?
Позабудь моё имя,
Не стучи в мою дверь,
Никогда я с «чужими»
Не делила постель.
К родным и близким:
Я в дом вхожу, и бабушка Наташа
Как будто наяву, а не во сне,
Печёт пирог с малиной, варит кашу
И тянет руки радостно ко мне.
Любовь в каждом разделе, о чем бы он ни был, за каждой строкой, она озаряет всю книгу.
«Взгляды и нити» назвала Наталья сборник.
Среди пустых незначимых событий,
В тягучих буднях путаясь привычно,
Связали нас невидимые нити, —
Какой-то взгляд, длиннее, чем обычно…
Мир пронизан миллиардами связующих нитей, линий, тропинок, путей: //По ладони линией кривою//Он бежит, оставив чёткий след//; //Чтоб к тебе, чтоб к тебе все дороги, тропинки мои и пути//. Даже луну её героиня пробует ухватить за ниточку: //Схвачу за луч и потяну//. В переплетении этих нитей-дорог не так-то просто отыскать свою верную, единственную. // Иду маршрутом с виду безобидным,//Но за углом, хихикая ехидно,// Подставить бес подножку норовит//. Что касается подножек, их немало встречается в судьбе героини. Может показаться, что она плывет по течению, куда вынесет. Однако, вот её собственная оценка: //Путь мой окончен, но слышу упрёки://Дескать, тропа её к нам привела. //Знают лишь только следы на дороге —//Это сама я пришла//. Но не без помощи, по её же признанию, поддерживающей руки светлых сил: //Готова за развилкой западня —//Он (лукавый М. П.) шепчет мне обманную дорогу, //Но если только заношу я ногу, //За руку кто-то дёргает меня//.
И вот тут самое время поговорить о «взглядах». Автор, включая это слово в заголовок, явно имеет в виду более широкое значение, чем только взгляды, брошенные вслед, но и собственные взгляды на жизнь. Она, как и её героиня, не живет по готовым рецептам и лекалам. Она ищет свой путь, разбивая в кровь колени. Это особенно заметно, когда речь идет о вере и отношении к ней. //Но ты ведь Бог и ты – мужчина, //И нам друг друга не понять//. Тогда какой-то бог, над нами словно сжалясь, //А может просто так, исполнив свой каприз, // Набор красивых слов напишет на скрижалях, // Оставив нас одних – разгадывать их смысл//. И вместе с тем: //Так ли верую// Я, как верится//. Постучаться б в храм, //Да на исповедь//. А я б хотела на коленях// Ползти от мира в монастырь… //Я, безутешною вдовою// Стою пред Господом моим//.
В коротком вступительном слове нет замаха на анализ, это нереально. Скажем только, что стихи Натальи разнообразны по жанру, тематике, форме. Но будь это глубокий философский текст, лимерики, юмористическое стихотворение – везде автор несет в мир позитив, пытается отдать частичку тепла своей души.
Наивно, если душу греешь печкой, —
Попробуй отогреть теплом сердечным.
Возьми моё, весной его не жаль, —
Уже отлютовал своё февраль.
Всё, что представлено на страницах этого сборника, по-своему интересно. Но есть особенные удачи автора. Например, стихотворение «Не кипятись, душа!». Когда окружающая действительность доводит героиню «до мучительной икоты», «любовь оставила горькую обиду», а на сердце «цветет полынь», когда «хочется поколотить кого-то», она упрашивает: «Не кипятись, душа моя, постой». И только когда «стучится в двери враг и хочет заставить жить собакой на цепи», она разрешает себе: «Борьбы не прекращай ни днём, ни ночью. Кипи, моя душа, теперь кипи!».
Если у иных поэт – «ретранслятор, передатчик высших сфер», у Натальи он – чуткий камертон, улавливающий мельчайшие флюиды, настраивающий мир на гармоничное звучание.
Постоянные поиски смысла жизни и верного пути, вот главная мысль её книги: //Сколько сделать шагов от рожденья до края —//От рассветной зари до густеющей мглы//? Важно, что принесут эти шаги в конечном итоге:
И бесполезны с совестью торги.
И нет вины, а за вину – отмщенья,
Как нет цены, что можно, заплатив,
Сто раз просить и получать прощенье,
Саму себя ни разу не простив.
И несколько слов о завершающем разделе «Первых шагов попытки», включающем раннюю лирику. К нему можно отнестись по-разному: кто-то скажет – «зачем этот детский лепет»? На мой взгляд, почему бы и нет. Право автора, показать «откуда есть пошли» начальные замыслы. Тем более, что уже здесь заметны образное видение мира и зачатки того самоанализа, свойственного думающему и тонко чувствующему человеку, которые преобладают в её позднем творчестве.
В завершении пожелаем первой книге Натальи Ивановой как кораблю «шесть футов под килем». Уверены, что распутывать «нити судьбы» её героини, разделять её взгляды с удовольствием будут и читатели.
Спасибо, что печаль
Не стала жить в куплете,
Что рифмы льются, в даль
Бескрайнюю маня.
И что сейчас читаю строки эти
Не я! (из «Вместо пролога»).
Маргарита Петрова, поэт,
филолог, член Союза журналистов СССР и России.
Член Союза писателей России.