"Варианты" – это первая книга из трилогии "Я – алкоголик". В ней описан мой личный опыт, а также опыт других зависимых, с которыми я общался, пока искал решение этой проблемы. Главная задача этой книги – помочь тем, кто уже получил зависимость, но сомневается в своем алкоголизме. Я хочу показать, что алкоголики могут быть разными, но все они двигаются к одному краю пропасти.
Думаю, найдутся и те, кто перестанет переживать по поводу спиртного, потому что им будут не знакомы описанные мною проблемы. Я никого отговаривать не хотел. Более того, я против употребления любых спиртосодержащих жидкостей в каком бы то ни было количестве. Пьянство – это игра с огнем. Зависимость может сформироваться в любом возрасте, и застрахован от нее лишь тот, кто придерживается трезвого образа жизни. Поэтому я буду рад, если эта книга поможет отказаться от алкоголя человеку без пристрастия к спиртному, но крайне не рекомендую пользоваться ею как оправданием.
Также "Варианты" пригодятся тем, кому приходится иметь дело с пьющими людьми. Родственники и знакомые алкоголика найдут здесь ответы на множество вопросов: как, зачем и почему человек пьет, что можно ждать от него, если пьянство будет продолжаться и какая помощь наиболее эффективна, когда до пьяницы не достучаться. Психологи и наркологи (за исключением бывших зависимых) узнают своих клиентов и пациентов чуть лучше, а кто-то из них узнает себя.
Думаю, людям творческим эта книга тоже может пригодиться. Прочитав ее, им будет легче придумывать правдоподобных героев для художественных произведений. Знания о том, что чувствует алкоголик, позволят создавать объемных персонажей с любой химической зависимостью.
Нельзя не упомянуть и просто любопытствующих. Кому интересно – добро пожаловать.
Я не считаю, что трилогия может быть полезна тем, кто уже справился с алкоголизмом. Трезвому алкоголику, который нашел свой путь, не нужны варианты. Если у тебя всё хорошо, мысли о выпивке больше не преследуют, люди не раздражают, а тревога возникает лишь в силу реальных обстоятельств – не стоит ломать то, что работает.
В этой книге я пытаюсь раскрыть само понятие алкоголизма.
Дело в том, что говорить об отказе от спиртного с человеком, который не считает алкоголь проблемой – бесполезно. В лучшем случае, он выслушает и кивнет. В худшем – пошлет куда подальше и будет избегать общения. Бывает и так, что алкоголик лезет в драку, если его назвать алкоголиком. Бывает, что и признает зависимость, если думает, что ему нальют.
Подобное поведение вполне оправдано, учитывая, какой коркой предубеждений обросло употребление спиртного. Тут и мифы, и стигматизация, и культурные традиции пития, и авторитетные заявления так называемых экспертов, не имеющих проблем с алкоголем. Все это накладывает свой отпечаток, запрещая говорить: "Я – алкоголик". Тем же, кто открыто заявляет о своей зависимости, должно быть стыдно. Потому что не принято и неприятно. Потому что страшно, ведь если ты алкоголик, то кто тогда я?
В этой книге я хочу показать, что алкоголизм – это недуг.
Никто не стесняется рассказать о сломанной ноге. Наоборот, если у тебя перелом, ты идешь в травмпункт, где тебе накладывают гипс, который вызывает неподдельный интерес у друзей. Что случилось? Как это произошло? Долго ли тебе так ходить? Тяжело, наверное? Давай, помогу!
Но если теряешь способность контролировать употребление алкоголя – ты вряд ли признаешься в этом даже себе и будешь, как человек, отрицающий травму. Ерунда же. Само как-нибудь пройдет. Ничего не оторвало, все на месте. Да, больно до тошноты, и походка так себе, но нельзя от остальных отставать. Они же зовут – неудобно отказывать. Подумают ещё, что силы воли нет и мусор в голове. Уважать перестанут.
И подумают, и переубеждать начнут, и помощи вряд ли дождешься. Так уж повелось. Алкоголизм чаще воспринимается, как дефект характера, а не болезнь.
В этой книге я утверждаю, что без признания зависимости выздоровление невозможно, а без выздоровления алкоголика ждёт мучительное падение на дно. Или внезапная гибель при самых разных обстоятельствах.
В главе "Алкоголик – это…" я сравниваю обыденное представление об алкоголизме со своим опытом общения с людьми, имеющими зависимость, а также с тем, что указано в международной классификации болезней.
В главе "Стадии алкоголизма" наглядно показываю путь зависимого на примере вымышленного персонажа.
В главе "Два фактора алкоголизма" описываю признаки, по которым легко понять, есть ли у тебя проблемы с алкоголем.
Если признаков покажется мало, в главе «Проверка на алкоголизм» я описываю три практических теста, которыми можно проверить наличие зависимости. Настоятельно рекомендую выполнять их в голове, а не в реальности.
В главе "Мифы об алкоголизме" постараюсь опровергнуть самые распространенные заблуждения по поводу того, почему люди пьют вне всякой меры. Там и про силу воли, и про свободу выбора, и про тяжёлые жизненные обстоятельства, и про генетику. Пунктов много, текста тоже, но самый главный – истинная причина возникновения зависимости – в конце.
В главе «Факторы риска» описаны некоторые причины, по которым люди пьют алкоголь. Там я говорю про детский алкоголизм, дисфункциональные семьи, психологические трудности и психические особенности, не претендуя на научность и точность описаний.
В главе "Общие признаки всех алкоголиков" я ещё раз показываю путь, по которому пьяница бежит к обрыву. Там описано поведение в отношении алкоголя, развитие болезни и неизбежный сопутствующий ущерб.
В главе "Благополучный финал" рассказываю о том, что для начала выздоровления нужно всего два условия: представить собственное дно и понять, что без помощи не обойтись.
А дальше? Дальше будет вторая книга, где я перечислю варианты отказа от алкоголя, которые испробовал на себе.
Я – алкоголик. Как и большинство трезвых алкоголиков, этот диагноз я поставил себе сам. И мне не пришлось для этого проходить все стадии алкоголизма до самого конца. Хватило того, что алкоголь стал неотъемлемой частью моей жизни. Болезненным пристрастием, так сказать.
Я познакомился с опьянением ещё в начальных классах, когда напился на свадьбе у старшего брата. Напился пивом, украдкой. Пару раз меня угостили старшие, а потом я просто бегал в комнату, где стояла большая алюминиевая фляга с напитком. Помню, что пил из чайной чашки. Маленькой, с перламутровым рисунком.
В тот же вечер у меня случился первый пьяный психоз. Я требовал продолжения банкета, ругался матом. Было обидно, что взрослые пьют без ограничений, а мне запрещают.
Так потом и повелось. Весь школьный возраст мы с друзьями регулярно выпивали. В десять лет первый раз попробовали водку, в двенадцать накопили на новогодние праздники приличную сумму, чтобы хорошенько выпить. Алкоголь казался нам символом взрослой жизни. Привилегией, которой дети, по непонятным тогда причинам, лишены. И мы боролись с этой несправедливостью, как могли.