Это рассказ об очень мудром и весёлом, отважном и добром, терпеливом и задорном псе по кличке Чарли.
В его родословной было написано «Чарльз», а моя мама ласково звала его Чарлушей. Порода его была колли или шотландская овчарка, а папа в шутку называл его «лохматый рыжий длиннонос».
Мама привезла Чарли на грузовой машине от своей племянницы из города П., а мы жили в деревне К., поэтому условия его жизни значительно отличались от прежних.
У нас был просторный дом, большой огород и двор, где жили коровы со свиньями и птицы – куры и гуси. А ещё у нас был Бим, тоже пёс, только большой и чёрный: он сидел на цепи, и у него была здоровенная будка-домик. На цепи он сидел потому, что был невоспитанным и воспитываться не хотел, а только хулиганил, пугая соседей и других жителей деревни.
А это я. Меня зовут Юля, у меня есть мама и папа, старшие брат и сестра (они уже взрослые и живут в городе) и много родственников, которые живут совершенно в разных местах.
Главной по сбору яиц из куриных гнёзд была я. Это было интересное дело: похожее на игру, когда ты не знаешь, в каком гнёздышке сколько яиц найдёшь и какого цвета они будут. Иногда это было даже опасно, ведь у нас был большой злющий петух. Но о нём немного позже, а сейчас расскажу про спасение одного яйца.
Когда я в очередной раз отправилась собирать яйца, то, зайдя в курятник (пустой, как я думала, потому что курочки гуляли в летнем загоне), увидела большую серую крысу. Она стояла на задних лапах, а передними держала яйцо, прижимая его к себе.
Я опешила, но не испугалась – крысы встречались мне и раньше. Но они всегда сбегали при виде человека, а эта продолжала стоять. Решив её напугать, я хлопнула в ладоши, надеясь, что крыса бросит яйцо и убежит. Как бы не так! Грозно шипя, она двигалась в мою сторону, продолжая держать яйцо в лапах. Я замерла: крыса казалась мне очень злой, вот-вот бросится и укусит! Зверь приближался, а я стояла в оцепенении. Было жалко отдавать крысе яйцо, и я не знала, что делать.
Тогда, прикрывшись маленьким ведёрком, в которое собирала яйца, я изо всех сил закричала:
– Чарли!
Пёс прибежал быстро, будто был совсем рядом. Он залаял на крысу, та бросила яйцо и убежала в дыру – незаметная, она была в углу курятника, там был крысиный тайный ход. Вместе с Чарли мы собрали яйца, и я долго думала, сколько их уже успела утащить эта воровка.
Когда пришёл папа, я рассказала ему про крысу и про то, как Чарли спас меня и яйца. Папа тут же хорошенько законопатил дыру.
Хотя крысы очень умные и хитрые, мне думалось, что эта крыса больше к нам не явится…
Среди наших интересных игр с Чарли были прятки. Я заводила его в сарай, где дверь закрывалась не слишком плотно, так, чтобы он смог открыть, и говорила ему: «Сиди и жди!». Закрывала дверь, убегала, пряталась там, куда Чарли действительно смог бы попасть без труда, и кричала:
– Чарли! Иди, ищи меня!
Затихала, и мой друг всегда меня находил.
В один из дней, играя в прятки, я решила, что обхитрю Чарли, и он точно меня не найдёт. Заранее продумала место – выбор пал на будку нашего Бима. Забралась в неё, Бим последовал за мной, явно не понимая, что происходит. Наверное, чтобы не остаться без жилья, решил проследить за мной.
Собачья конура была просторной, накануне я это проверяла, и мы легко поместились здесь вдвоём. Я сидела в уголочке, поджав ноги, и хихикала, а Бим большими удивлёнными глазами смотрел на меня, недоумевая, время от времени отводя взгляд.
– Чарли, ищи меня! – крикнула я и затихла.
Время шло, а мой дружок так и не прибежал. Обычно он находил меня быстро…
Подождала ещё немножечко: «Вдруг что-то случилось, и Чарли не может открыть дверь?». Посмотрела на Бима – он сидел, не шевелясь, хотя это было не в его правилах.
«Я так хорошо спряталась, что Чарли очень сложно меня найти, – успокоила себя я. – В этот раз я точно выиграю!».
Прошло ещё несколько минут. «Ну всё, выиграла! – решила я. – Пора выходить, тем более что запах тут не очень…». Направилась на четвереньках к выходу, но, едва высунув голову, замерла: на земле, в том месте, где заканчивалась длинная цепь Бима, сидел Чарли.
Казалось, на его длинной мордашке играла хитрая улыбка, а в газах читалось: «А я тебя уже давно нашёл! Ну сколько можно уже ждать? Пойдём играть!».
Я вылезла из будки, за мной выглянул Бим. Но не вышел – видимо, решил остаться сторожить жильё, мало ли что…
Усевшись рядом с Чарли, я посмотрела на него. «Ну, и кто кого обхитрил?» –размышляла я.
«Просто ни один уважающий себя пёс не зайдёт во владения товарища», – думал Чарли, глядя на меня.
Наверное, мне должно было быть стыдно за то, что я ворвалась на территорию Бима, но я об этом, к сожалению, не подумала.
Как-то вечером за ужином мама и папа разговаривали о шотландских овчарках – о том, что это замечательные собаки с хорошим нравом, что колли могут быть пастухами, помогая людям пасти скот.
Я внимательно слушала, и в мыслях у меня зрел гениальный план. С этим планом в голове я и легла спать, но долго не могла уснуть, думая о невероятных возможностях нашего Чарли.
Дело в том, что в мои обязанности входил выпас гусят: каждый день по несколько часов во дворе на полянке возле дома нужно было сидеть и смотреть, чтобы они побегали и пощипали травку, не разбежались и не угодили в беду, ведь их могли утащить соседские коты, вороны или коршуны. Дело было ответственное и очень важное, однако немного скучноватое.
Вот к этому важному делу я и решила подключить нашего гениального пса.
На следующий день, когда наступило время выпаса гусят, я отправилась к своим подопечным, собрала гусят из клетки в коробку и понесла на полянку перед домом. Малыши топали лапками по коробке и пищали. Чарли шёл за мной. «Ну вот, – думала я, – твой час настал, проявишь сейчас свою пастушью природу».
Поставив коробку на траву, я принесла тазик, куда налила свежей воды для купания гусят, и миску с кормом, выпустила пушистые комочки на травку, где они начали радостно бегать, пытаясь расправить ещё неоперившиеся крылышки. Одни бежали к воде, другие клевали корм, кто-то щипал травку. Прогулка им очень нравилась.
– Ну вот, паси! – сказала я громко Чарли.
И гордо, с чувством выполненного долга, отправилась по своим делам.
Чарли пошёл за мной, я остановилась.
– Не меня паси, а гусят! – уточнила я и зашагала дальше.
Пёс последовал за мной.
– Куда ты идёшь?
Чарли смотрел на меня, я смотрела на Чарли, и по выражению его морды было понятно, что в Шотландии он не был и стада овец в глаза не видел.
«Ничего, сейчас я тебя научу», – подумала я и начала с умным видом ходить вокруг гусят, показывая, от каких опасностей должен пастух уберечь маленьких жёлтых непосед.