Пришла пора приступить к третьей части моего исследования для поиска ответа на главный вопрос. Этот вопрос стоит отдельно, очень обособленно от всего того, что происходило на перевале, что до, что после этого момента, того самого момента, который разделил цепь событий на «до» и «после».
Стоит сразу отметить, что всё, что я написал в первых двух частях, мне в этом почти не поможет. Единственное – мне это поможет сразу отмести некоторые версии, которые совершенно не соответствуют имеющимся фактам. Мне кажется, что в первых двух частях мне удалось избавиться от «человеческого фактора». То есть, что к этой трагедии, к этим событиям какие-либо люди непричастны. Начиная третью часть, я до сих пор не представляю к какому выводу я приду, да и приду ли вообще.
Также из второй части следует один однозначный вывод – «дятловцы» спасались, может быть, поначалу даже бежали, но они не прятались. А из этого следует, что этот фактор, или явление, был неодушевлённым и не был целенаправлен непосредственно на них. Только совпадение, то, что они оказались в этом месте и в это время, когда этот фактор проявился. И этот фактор, или явление, не имеет ничего общего ни с тем, что было до его появления, ни после. Он только однажды появился и исчез. И ещё, можно приблизительно оценить промежуток времени, на протяжении которого этот фактор мог существовать и воздействовать на людей. Полчаса или немного больше, то есть то время, которое бы затратили «дятловцы» на спуск, приблизительно до середины перевала, или до каменных гряд. Если бы этот фактор прекратил своё действие раньше, то появилась бы возможность вернуться к палатке, одеться, взять всё необходимое. Оставаться в разодранной палатке было бы нельзя, всё равно пришлось бы спускаться, но подготовиться, да и саму палатку можно было бы забрать, попытаться её отремонтировать.
В первых частях, я коснулся некоторых версий, без излишних подробностей, просто показал, что они из пальца высосаны, а некоторые версии вовсе прошёл мимо, вроде той, что Люде Дубининой не досталось дольки мандарина и, в отместку, она уничтожила всю группу и себя заодно. У любой чуши должен быть предел. Кстати, насчёт мандарина – пожалуй, я к этому ещё вернусь. Но, сначала придётся заняться другими версиями и продолжить изучение оставшихся документов.
Прежде чем продолжить исследование, назрела необходимость очертить те основные характеристики, которые присущи тому фактору или явлению, которое мы ищем.
Итак, вот такие характеристики искомого объекта (или явления) прежде всего, следует иметь в виду:
1. Появляется внезапно, или очень быстро, без каких-либо предварительных знаков.
2. Существует некоторое, не очень продолжительное время, которое, однако, значительно превышает время пролёта ракеты или самолёта, длительность его исчисляется минутами, возможно – несколькими десятками минут, около получаса.
3. Исчезает без следов. То есть, не оставляет никаких физических следов на местности. (Правда есть одно очень смутное свидетельство некоего физического воздействия, которое, возможно, не имеет никакого отношения к данному явлению, и которое я постараюсь исследовать, по возможности.)
4. Оказывает совершенно очевидное и сильное негативное воздействие на людей, возможно исключительно психоэмоционального характера.
5. Известно местным жителям (или так, по меньшей мере, считается, что совершенно неочевидно), которые по этой же причине избегают той местности (что может быть из области мифа).
Исходя из этого позволю себе дать предварительное обобщающее определение данному явлению: неизвестное явление с неадекватным (с нашей точки зрения) и непредсказуемым поведением, с ярко выраженными проявлениями различного характера, в том числе световыми и, возможно, звуковыми (а ещё возможно – электромагнитными) проявлениями, имеющее внешние агрессивные черты или провоцирующие аварийную ситуацию (хотя, возможно, и непреднамеренно), не поддающееся объективной оценке и анализу с позиции среднестатистического наблюдателя. А может это всё-таки какая-то химия, с резко выраженным раздражающим действием?
Теперь необходимо разобраться с названиями.
Считается, и сейчас общепринято, что вершину «1079» называют «Холат-Сяхыл» (или Холатчахль, Холат-Чахль – кому как нравиться) что переводится с мансийского как «Гора Мертвецов». Однако по другому (и первоначальному) переводу эта гора называется «Мёртвая вершина». Чувствуете разницу? Оно же переводится и как «Голая вершина», то есть, там нет ничего полезного, ни растительности, ни добычи и делать там нечего.
На самом деле именно такое название – «Гора Мертвецов» было придумано какими-то журналистами уже после гибели группы Дятлова, для придания этой истории зловещей окраски. Ну, у журналистов свои цели. Просто при переводе мансийские названия можно трактовать по-разному, подумаешь – велика ли разница, зато смысл сразу меняется.
Считается, что по некоей древней мансийской легенде, когда-то на этой горе погибли девять манси. Когда и как это было, мне неизвестно (читал где-то эту легенду, но не помню). Надо понимать, что легенды сохраняли и передавали события на протяжении многих столетий, а то и тысячелетий. В мире, где событий не очень много, а жизнь трудная и однообразная, к тому же нет никаких других источников информации, только легенды могли служить таким источником, сохранять память о прошлом, да и просто помогали коротать время в чуме долгими зимними ночами. Ну, ещё и религия, что в принципе – одно и то же.
А вот то, что после гибели «дятловцев» там погибли раз или два другие какие-то группы по девять человек – полная чушь (мне кажется, что эта легенда содрана с легенды острова Оук, где сказано, что семь человек должны умереть до того, как будет найден клад; разница в цифрах и подробностях не актуальна).
То же относится к названию горы Отортен, вовсе она не «Не ходи туда», а «Гусиная гора», да и по мансийски называется совсем не так, «Отортен» – это русское название. Так что, ореол таинственности над этими вершинами был надуман уже после известных событий. Более подробную информацию можно найти в Интернете (например, сайт «Славянский период»).
Что это меняет? Не много, но меняет.
Но дальше… чтобы продвинуться дальше, нужно вернуться назад, к началу… И для начала стоит вспомнить, как зародилась сама идея этого похода. В начале второй части я это упоминал, но немного повторю. Из протокола допроса свидетеля Брусницына Вадима Дмитриевича (лист 363): «Поход на Северный Урал был задуман еще осенью. Первыми организаторами его были Ю. Вишневский, Л. Дубинина и С. Биенко. Сначала у них ничего не ладилось: не хватало опыта организатора и, основное, никак не могли укомплектовать группу. Это продолжалось до тех пор, пока за дело (за организацию группы) не взялся Игорь Дятлов…».