Наш последний 11-й географический рассказ в первом походе по страницам альманаха «А ты ищи меня на карте!» мы завершили в Чуйской долине, в предположительном месте нахождения города Баласагун – столицы Государства Каракитаев. Переместимся на восток – на правый берег реки Артис – так древние тюрки называли Иртыш, позже называвшийся Ертиш. Нас интересует местность под названием Отюкэн.
Все историки, занимавшиеся изучением истории тюрок, упоминают это название. Уместно будет привести некоторые цитаты.
Гумилев в сочинении «Древние тюрки», написанном после 1935 года, сообщает [1]:
«Поэтому Кутлуг перевел орду в Отюкенскую чернь – горную тайгу на склонах Хангая. Здесь, в чащах и ущельях, укрылись тюрки от имперских латников; здесь основали они БАЗУ (выделение мое) своих сокрушительных набегов».
Гумилев, таким образом, Отюкэнскую чернь поместил на склоны хребта Хангай в западной Монголии, и предположил, что тюрки основали там БАЗУ. Применение подобного непривычного для древних времен термина было вынужденным – т.к. никакого древнетюркского города на склонах Хангая археологами не обнаружено.
Работа русского историка Кляшторного, написанная совместно с казахским историком Султановым, и изданная в 1992 году, содержит такое упоминание Отюкена [2]:
«В 679—687 гг. восточные тюрки в результате упорной борьбы за независимость с Китаем восстановили свое государство. Первым каганом стал Кутлуг, принявший титул Эльтериш-каган. Его ближайшим помощником и советником был Тоньюкук, оставивший описание своих деяний запечатленным на каменной стеле руническим письмом. Центр каганата находился в Отюкене (Хангайские горы), а его западной границей уже при Эльтерише был Алтай».
Кляшторный заменил слово «база», использованное Гумилевым, на слово «центр», но не прибавил ясности с существованием столицы тюркского каганата, а также отказался от термина «чернь».
Чтобы уточнить термин «чернь» обратимся к географической энциклопедии [3]:
«ЧЕРНЬ, черневая тайга, – наименование пихтовых лесов, развитых на зап. склонах хребтов Салаира, Кузнецкого Алатау, Горной Шории, Зап. и Сев.-Вост. Алтая (на выс. От 500 до 1400 м). Для Ч. Характерны: высокая производительность древостоев; примесь осины; подлесок из черемухи, рябины и калины, мощный травостой».
Таким образов «чернь» это пихтовые леса в среднегорье.
В монументальном труде «История Казахстана» современные казахские ученые пишут [4]:
«В середине VI в. сеяньто (кыпчаки) находились в политической зависимости от тюркских каганов. Значительная их часть жила в Хангае, другая переселилась в Восточный Тянь-Шань. В начале VII в. в Северной Монголии сеяньто возглавили союз десяти племен теле. В 630 г. сеяньто, отделившись от этого союза, образовали свое Сирское государство в центре Отюкенской черни (Хангай). Его границами стали Алтай и Хинган, Гоби и Керулен. На севере каган сеянто подчинил страну енисейских кыргызов. В 646 г. токуз-гузы нанесли поражение сеянто, таким образом, государство сиров (кыпчаков) пало. Однако вскоре сиры в союзе с тюрками стали грозной силой в Центральной Азии. В 691 г. вместе с тюрками они отвоевали у уйгуров, возглавлявших конфедерацию племен тогуз-гузов, Отюкенскую степь».
Авторы «Истории Казахстана» невольно вступают в противоречие с Гумилевым, который называл Отюкен – чернью «с чащами и ущельями», ибо в степи нет чащи и ущелий и, следовательно, нет возможности создать «базу» и укрыться от «имперских латников». И как мы уточнили в энциклопедии – «чернь» это леса, растущие на склонах гор средней высоты, т.е. – это не степь!
Главными источниками по истории тюрок служат каменные стелы с руническими текстами, один из которых упоминает Кляшторный. Обратимся к работе советского археолога Малова «Памятники древнетюркской письменности», изданной в 1951 году, и содержащей практически полные сведения об тюркских текстах. Стелы с этими текстами [5] находятся в Монголии в верхнем течении реки Орхон, которая начинается в Хангайских горах.
В этих текстах неоднократно встречается термин «Отюкэнская чернь». На тюркском языке в записи русскими буквами это звучит как «ОТКН ЖЫШ». При этом, в частности, говорится: «Ол амты анык жок тюрк каган Отюкэн жыш олурсар». Что означает – «Если в Отюкэнской черни сидит (на престоле?» тот тюркский каган».
Из этой фразы, практически и сделан вывод, что «база» либо «центр», а не упомянутые мной историки также пишут – «столица», тюркского каганата была в Отюкэнской черни.
Завершим наше небольшое исследование, и обратимся к карте. Мы уже использовали этот единственный картографический древнетюркский источник – карту 11-го века, нарисованную Махмудом аль-Кашгари [6].
Иллюстрация к новелле двенадцатой.
На приведенной в качестве иллюстрации карте можно прочитать названия:
– тюрки;
– северо-восточнее тюрок – уйгуры;
– Отюкэн – на восточном берегу реки Иртыш;
– западнее реки Иртыш – Татарская пустыня;
– на границе Татарской пустыни – река Атиль – Волга.
Таким образом, карта аль-Кашгари противоречит и трудам наших историков, и содержанию рунических надписей на тюркских стелах.
В своем труде «Диван Лугат аль-Тюрк» Аль-Кашгари дает точное определение термину Отюкэн [6]:
«Отюкэн – это название места в пустынях земли татар. Это близко к земле уйгуров».
В Орхонской надписи устами Тоньюкука (см. выше) дано другое определение места Отюкэн [5]:
«Когда же ты (тюркской народ) находясь в Отюкэнской стране, лишь посылаешь караваны (за данью), у тебя совсем нет горя, когда ты остаешься в Отюкэнской черни, ты можешь жить, созидая свой вечный племенной союз, и ты, тюркский народ, сыт».
Большинство историков верят надписям на Орхонских стелах, но что делать в таком случае с очень авторитетным трудом аль-Кашгари. Мог ли он ошибаться? Ответа на этот вопрос нет.