Вступление нового мира в ХХI век ознаменовалось возникновением новой структуры – объединенной Европы, созданной на основе экономического благополучия и либерально-демократических ценностей и призванной служить примером для подражания всему человечеству. В ней было все хорошо: экономика на высоком уровне, демократия и свобода личности процветали, а кризисные ситуации в экономике имевшие место ранее в ХХ веке были предупреждены ведущими экономистами мира. Все говорило о гарантии процветания и благополучия, подражать ей стремились все другие страны и народы, включая Турцию, Россию и Украину, надеясь в дальнейшем стать ее продолжением. Однако сейчас, спустя 18 лет, ситуация поменялась: в связи с затянувшимся экономическим кризисом в ЕЭС, все больше начинают преобладать центробежные тенденции, ярким примером которого является «брэкcит» Великобритании события в Каталонии, сюда же многие относят и победу Трампа на президентских выборах в США. Эпоха политического, исторического и экономического доминирования Запада завершается, заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров на форуме «Территория смыслов» в августе 2017 г.
Сами европейцы уже начали понимать свое трагизм своего положения, так в 2013 г. французский писатель и журналист Кристоф Оно-ди-Био опубликовал роман «Бездна» о закате европейской цивилизации, который получил две престижнейшие французские премии по литературе – Гран-при Французской академии и премию Ренодо. В связи с этим в Западной Европе все больше и больше набирает силу движение «евроскептиков». Турция уже явно не стремится стать частью объединенной Европы, отходит от нее и Россия. Джозеф Стиглиц лауреат Нобелевской премии по экономике в своей книге (2016) представляет сейчас мрачную картину будущего Европейского Союза.
Как же все это произошло, и кто же мог такое предвидеть? – Ведь 10–15 лет тому назад практически все центральные СМИ и издания наперебой расхваливали и предрекали благополучие новому европейскому дому. – Был ли кто-нибудь, кто видел надвигающийся кризис? – Оказывается были такие, не так много, но были, естественно, что их никто тогда не слышал. Сюда относятся книги П. Бьюкенена, М. Веллера, Е. Чудиновой, Дж. Грея, С. Джорджа; такие возможности отмечал и я накануне мирового кризиса 2008 г. (Симаков, 2008). Были спрогнозированы возможности развития драматических событий в Европе, происходящих в наши дни (Симаков, 2008, 2009), говорилось о продолжении развития политических и экономических кризисов, охвативших сейчас все развитые Западные мировые державы и о будущем усилении мусульманских движений в мировых процессах. Рассмотрению заново этих предпосылок и анализу нынешней ситуации посвящена данная книга.
О кризисе Европы – не столько экономическом
“Европа пропагандирует культуру, которая, как никогда раньше, исключает Господа из общественного сознания, либо отрицая, либо оспаривая его существование, предоставляя каждому выносить собственное суждение, не имеющее отношение к жизни общества»
Папа Бенедикт XVI
В 90-е годы прошлого века «прошумела» книга Фрэнсиса Фукуямы «Конец истории и последний человек», в которой говорится о конце истории Европы и западного мира. В начале 2000-х годов известный американский политик П. Бьюкенен так высказался на эту тему: «Смерть Запада – не предсказание, не описание того, что может произойти в некотором будущем; это диагноз, констатация происходящего в данный момент». При этом его вывод основан отнюдь не на философских рассуждениях и «моралях», как у Фукуямы, на которые можно было бы попросту махнуть рукой в наше прагматичное время, а на конкретных демографических данных. В настоящее время население процветающих западных стран, включая США и Японию, составляет одну шестую часть мирового населения, а к 2050 году, при сохранении существующих тенденций, будет составлять одну десятую. – «Запад умирает, народы Запада перестали воспроизводить себя, население западных стран стремительно сокращается». Причиной этому является слишком хорошая и беззаботная жизнь Европы и всего Запада.
«Нас задушило процветание, – заявляет профессор социологии Болонского университета, доктор Пьерпаоло Донатти (Buchanan, 2002) – Комфорт – вот единственная вера нынешних поколений». Выходит что мы, сами того не замечая, присутствием на собственных похоронах – похоронах Западной Христианской цивилизации, которая возникла приблизительно 1,5 тысячи лет тому назад и доминировала во всем мире последние 500 лет.
В чем же причины данной ситуации, кто бы об этом мог подумать? «Истинная причина великих потрясений, которые предшествуют смене цивилизаций – например, падению Римской империи и возвышению арабов, – есть кардинальное обновление образа мыслей… Все сколько-нибудь значительные исторические события» – видимые результаты невидимых сдвигов в человеческом мышлении….» – отмечает западный мыслитель Г. Лебон (1896). Тот же П. Бьюкенен так характеризует наше время: «Цивилизация, основанная на вере, а с нею и культура и мораль отходят в прошлое и повсеместно заменяются новой верой, новой моралью, новой культурой и новой цивилизацией».
Папа Бенедикт XVI в книге «Христианство и кризис культур» увидевшей свет в 2005 г., пишет о новой философии жизни западного общества, его моральном падении, нарушении абсолютных библейских запретов. По сути, антихристианский характер европейского общества и политики лидеров крупнейших европейских стран приводит к политическому поражению и вытеснению христианской церкви другими конфессиями, прежде всего исламом, а также к потере европейской идентичности.
Самое яркое подтверждение тому – отказ от упоминания в Европейской конституции христианских корней Европы, что является фактическим приговором нынешней Европе. Может быть, понтифик резко сгущает краски относительно нынешних западных перспектив? – Ведь там все хорошо, экономика на высоком уровне, демократия и свобода личности процветают, а то, что это не устраивает церковь, так это и понятно, – времена средневекового мракобесия и абсолютной власти Папы прошли, – их не вернешь. Однако, вот точка зрения современного философа – марксиста, которого в любви к религии и церкви никак не обвинишь: «Наша эпоха – это эпоха глубокого духовного и экономического кризиса, охватившего, собственно говоря, все области обществознания, культуру и искусство, литературу, философию и т. д. Это эпоха деинтеллектуализации общества, эпоха шоу, стандартизации и унификации» (Гобозов, 2005). Можно, конечно и это назвать марксистскими бреднями, но тогда получается, что на сегодняшний день «марксистские бредни» и «церковное мракобесие» смыкаются. Когда это было? – Не так часто, например, в вопросах, касающихся Гитлера и нацизма в 30-е годы. Примеров того, как разлагались, затухали и гибли под напором внешних и внутренних врагов древние царства с высоким валовым доходом на душу населения в Библии достаточно.