ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ
Май, 2017
Илья заглушил двигатель и выбрался из привычного автомобильного комфорта в раздражающий хаос стройплощадки. После двух лет истерической стройки, катаклизмов и переделок, его загородный дом был практически готов к заселению. Дело оставалось за малым. Илья печально оглядел участок своей мечты: развороченные колеи, груды строительного мусора, кучи отходов жизнедеятельности многочисленных приезжих бригад – выдохнул и набрал номер.
– Кать, это Илья.
– Да, узнала вас.
– Я согласен. (Еще один глубокий выдох). Давайте начинать.
Девятью годами раньше. Май, 2008
Э.С., декан гуманитарного факультета Нефтяного университета, бросил телефонную трубку на рычаг и сфокусировался на моем заявлении.
–Увольняюсь по собственному желанию, – пояснила я, помогая ему с осознанием происходящего.
–Неожиданно, конечно…, – глядя в заявление прогудел Э.С., – и чем планируешь заниматься?
– Посвящу себя ландшафтному дизайну, пожалуй.
– Чему? Дизайну? – Э.С. впервые с начала разговора посмотрел на меня и даже начал разглядывать мое лицо, руки, как-бы оценивая в новом статусе. Но что-то у него не состыковывалось.
–Но ведь там …(декан поднял взгляд в потолок и сделал несколько хватательных движений руками, будто выдирал из грядки морковь)… надо конкурировать!
Он снова внимательно посмотрел на меня, и, сочувственно покачивая головой, поставил резолюцию на заявлении. По выражению его лица было ясно, что своей подписью он не только завершил мою карьеру старшего преподавателя, но и перечеркнул все мои планы на предстоящие свершения в ландшафтном дизайне.
Итак, мне 28 лет, я уволилась из престижного ВУЗа и высшего образования в целом, не дописала диссертацию, сломала ветвь преподавателей в пятом поколении. Передо мной недоумевающие лица родителей и прочих авторитетных личностей. Моему младшему ребенку 2 года, старшему 7 лет, мужу – полтора года до увольнения с банальной формулировкой «начальник-сука!».
И нельзя сказать, что в озеленение меня двинула привязанность к цветам или тяга к земле, как это часто случается. Ни цветы, ни земля, ни, тем более садовые работы меня не привлекали абсолютно. Реально работающим мотиватором для перелома карьеры являлось то, что не было более никаких сил работать на другом конце города по дурацким правилам людей, которых не знаю я и которые не знают меня; для людей, которым мой труд не нужен. Вкалывать из года в год без перспектив, без результата, да и без денег почти – не моя история.
Ну а ландшафтный дизайн что? Не зов души, скорее стечение обстоятельств. По сути, информационный повод для честного получения дензнаков от платежеспособного населения. Ну и заложенные бабушкой-дедушкой навыки садоводства, цветоводства и возделывания земли в далекие времена советского дачного детства. Такая себе ранняя садовая профориентация: все дети взяли палки в войнушку поиграть, а я к ней помидоры подвязала. И образование, высшее биологическое, как без него.
Как оно начиналось. Июнь, 2007
Лето 2007 года представлялось мне спокойным и размеренным. Все планы на лето можно было выразить кратко: с грудничком на даче. Зевая от хронического материнского недосыпа и поглядывая на дочь в песочке, я даже не подозревала, что крутые перемены моей жизни в лице соседа Ивана уже пробираются через кусты калины, посаженые на границе дачного участка.
Иван – сосед только недавно, основное его занятие – это одноклассник моего мужа, свидетель на нашей свадьбе, крестный наших детей, друг семьи, вдохновитель проектов, предприниматель и прочая и прочая.
Короче, в тот день в отсутствии законного супруга он сделал мне неприличное предложение. А именно: передав ребенка бабушке, выехать с ним на Объект (новое слово в моей жизни) для Консультации по Ландшафтному дизайну (еще три красивых слова рядом). Задумываясь над вопросом «Почему я?», на ум приходит только одно: больше под руку никто не попался. Или не согласился. А консультацию он уже согласовал и, возможно, получил за нее денег.
Стоя перед моим первым объектом, а точнее перед закрытой калиткой высотой в два человеческих роста и нереальных размеров домом за ней, я дрожала коленками и думала мысли классовой ненависти. Оба этих позорных состояния победило любопытство, сменившееся недоумением. Предметом моего первого выезда оказался альпинарий – эдакая каменистая горка, засаженная декоративными кустиками и слегка подзаросшая сорняком. Сказочно красивая, поскольку ни одной такой горки я в жизни не видела. Не забывайте, что и слово «ландшафтный дизайн» я услышала час назад. По мнению заказчика, горку эту следовало обновить, поскольку вид ее не радовал глаз и вдохновлял заказчика на новые финансовые подвиги.
Очень хорошо помню ход своих мыслей, которые излагаю здесь тезисно: 1. И чего Им еще надо? Все и так зашибись красиво. 2. Но я сейчас типа ландшафтный дизайнер. Надо что-то предложить. 3. НО ЧТО?! Далее см. пункт 1.
Пометавшись некоторое время по этому циклу, я изрекла самую умную фразу в своей карьере, которой пользуюсь и по сей день:
–Что ж… Ситуация, конечно, здесь запущенная. Мне необходимо время для разработки решений. Я сообщу, когда мое предложение будет готово, и мы встретимся для обсуждения.
И с гордо поднятой головой покинула территорию стратегического противника.
Забегая вперед, не утаивая от читателя своей профессиональной некомпетентности, сообщу, что наше Предложение, под веским названием «Ре-дизайн альпинария Старый замок» не было принято заказчиком благожелательно. До сих пор недоумеваю, то ли название отпугнуло, то ли стоимость этого самого ре-дизайна. А вероятнее всего, не особо и нуждался этот альпинарий в обновлении, и нашлись расходы поважнее.
С того самого дня, мы с Иваном стали ландшафтными дизайнерами: я – старший преподаватель в отпуске по уходу за ребенком, и он – зам. директора ЗАО Башинформсвязь, одолеваемый предпринимательским зудом. Деловое партнерство, оно здорово начинается, а продолжается и завершается как в анекдоте про собачек: кто-то неизбежно оказывается «собачкой, которая снизу». Много всего изменилось за прошедшие 10 лет, и кое-кто с тех пор изрядно продырявил себе карму. И все же, пусть будет Ивану моя благодарность, если она ему на что-то сгодится.
За гонорар июль, 2007
Вслед за объектами, которые не получили одобрения (а значит и финансирования) от клиента, стали приходить и успешные объекты. Осознавая то, что я еще ненастоящий ландшафтный дизайнер, мы не замахивались на великие свершения. Нашими большими успехами в то время были отдельные, элементы дизайна сада: рокарии, горки, цветники. К тому времени я уже более органично влезла в шкурку специалиста по красивым садам, но опыту, естественно, взяться было неоткуда.