С тревогой о детстве
Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей республики, страны, мира.
Дети, несмотря на экономические затруднения в семье, стремятся к лучшему, чем-то интересуются. Тем не менее растет преступность среди подростков, увеличивается смертность среди детей, рождаются инвалиды, возросла армия алкоголиков и наркоманов. Это целая трагедия. Рождаемость сокращается – ребенок стал обузой, лишним ртом. Низкий культурный уровень, нравственное падения отравляют генетические ресурсы, ведут к гибели нации.
День защиты детей – праздник торжества, разума и мира. Страшный грех, зло, когда умирают, страдают, голодают дети. Этому нет оправдания. Мы терпим, когда годами не получаем детские пособия. Но обнажать наши беды, будить совесть чиновников считаю необходимым. Мир детства огромен, но нам приходится его сужать, ограничивать. Будущие матери донашивают ребенка в трудных условиях. Семья стала жить хуже, медицина тоже. Ослабла санпросрабоота, пропаганда здорового образа жизни. Слабые дети рождаются от больных матерей, сейчас, как никогда, идет рост анемии, что и ослабляет иммунитет, интеллект. Сказываются однообразное питание беременных и скудный процент употребления овощей и фруктов. Надо менять взгляд общества на женщину, ждущую ребенка. Доброту и любовь малыш должен ощущать еще в чреве матери. А в нынешнее время чаще мама плачет, нервничает, а папа пьянствует.
Дети – наша вера в бессмертие. Защищать детство – это значит, защищать наше будущее.
30 мая 1998 г.
Мир детства продолжает жить в душе
Голубой шар земли, оранжевое солнце и белый голубь – привычные символы Дня защиты детей. Мы отмечаем его как торжество разума и мира. Потому что нет на свете страшнее зла, чем гибель, страдания детей. Сохранить мир –это значит защитить детство! Однако небосвод сегодня небезоблачен. Сколько миллионов детей на земле недоедают, тысячи ежедневно умирают от голода. Это стыд и боль, и нет этому оправдания.
Еще совсем недавно мы жили в благой убежденности, что наши дети – самые счастливые. Гласность открыла новые грани нашей жизни, далеко не алмазного блеска. Мы узнали о потрясающе высокой детской смертности, о росте числа спецшкол, о страшных трагедиях… Обнажать наши беды, будить совесть людскую, я считаю, необходимо.
Мир детства огромен и многогранен, а мы, взрослые, стремимся его сузить, заставить детей быть счастливыми лишь потому, что они одеты, сыты, обуты. И сердимся, что они несчастливы. И говорим: избалованные. Чем? Обилием спортзалов, бассейнов? Избытком детских клубов, парков? Нам не нравятся сборища-компании в подъездах. Но куда же им идти? Нас раздражает рок-музыка. А что мы можем предложить взамен?
Истоки неразвитости общественного сознания, спекуляции, расхлябанности, равнодушного отношения к себе, к своей земле, природе, всех прочих пороков надо искать прежде всего в наших детских годах, детских играх, уроках. Верно сказал Мустай Карим: «Счастливое и несчастливое детство наше еще долгие-долгие годы следует за нами, а вернее, так и живет в духе, не уходит».
Отчего сегодня много еще людей, тоскующих по «добрым старым временам»? Не потому ли, думаю, что жить за «железным занавесом» в мягкой тине лжи застойных времен было чем-то спокойнее? Многих проблем не существовало, например, проблем детства.
Огромное значение имеет семейное воспитание. Нет уз сильнее, чем узы семьи. Она – самый важный фактор в жизни. Она оказывает доминирующее влияние на здоровье ребенка, на его воспитание, образование.
Главное – мы должны отдать детям наше время, нашу любовь, дать им своевременный мудрый совет. Если мы отстранимся от воспитания, то потом появятся проблемы, и вся ответственность ложится на нас, на родителей. Отказ от родительской заботы – это преступление против ребенка. Мы должны передать будущим поколениям не только хорошую среду обитания, экологически стабильный мир, но и мир из стабильных и любящих семей.
Понять бы нам, что мы все в неоплатном долгу у детей наших, потому что они – это наша надежда на завтрашний день, когда мир станет лучше, умнее, добрее. Они – наша вера в бессмертие. Кто мы без этой веры? Лишь прохожие, которым дела нет до того, что тут до них было и что останется…
Защищать детство – это значит защищать наше будущее.
Хуже смертного греха
Около ста лет назад итальянский юрист Рафаэлле Бальчистрини сказал фразу, которая оказалась такой пророческой: « Самым верным доказательством того, что некий народ дошел до крайней точки нравственного падения, будут те времена, когда аборт станет считаться делом привычным и абсолютно приемлемым». Размышляя об этих, давно прочитанных словах (допускаю, что кому-то они могут показаться спорными), вспомнила случайно услышанную тираду одной женщины. Речь шла о том, что дочка в угоду нынешней моде проколола сразу три дырки для сережек. Женщина возмущалась: « Не знаю, что это такое, поняла бы даже, если б аборт сделала… Но это!» Вот такое несерьезное сравнение – дырочки в ухе и уничтожения новой зарождающейся жизни – может быть, и в шутку сказанное, – самое яркое доказательство того, что аборт – «дело обыденное и привычное».
Многие женщины давно отмахиваются от надоевшей темы – о вреде абортов. Но ведь, действительно, аборт губителен, и необходимо говорить о его последствиях: бесплодии, сепсисе, воспалительных процессах, выкидышах, мертворожденных детях. Это крайне важно. Жаль только, что куда реже в этих разговорах звучит аспект нравственный – для любого нормального человека уничтожение живой жизни всегда безнравственно, греховно. И если нет такого ощущения, значить, оскудела душа человеческая, нет в ней чего-то очень высокого.
И для чего я говорю об этом? Ведь и так ясно, что большинство женщин страдает из-за того, что им приходится делать аборт, помимо воли остается у них чувство вины. В сознании, в душе это ложится тяжелым камнем. Решается она на этот шаг оттого, что загнана в угол житейскими обстоятельствами, от убожества сегодняшней жизни.
Но вот что страшно: последние десятилетия в «советском» общественном сознании аборты стали как бы нравственно нейтральны – нечто похожее на курение: вредит здоровью, но это ваши проблемы, что выбрать. Мол, если ты этим не представляешь неудобства другим, то и поступай, как хочешь.
А ведь происходит страшное. Не зря во всех конфессиях считают аборт самой трагической ошибкой, допускаемой человечеством. Человек привыкает к естественности аборта, поневоле становится циником. Если жестокие законы античного мира позволяли безнаказанно убивать ребенка, гуманные законы современного мира оправдывают то же самое.