Юрген Брауэр, Хуберт ван Туйль - Замки, битвы и бомбы. Как экономика объясняет военную историю

Замки, битвы и бомбы. Как экономика объясняет военную историю
Название: Замки, битвы и бомбы. Как экономика объясняет военную историю
Авторы:
Жанры: Общая экономическая теория | Экономический анализ | История экономики | Общая история
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2016
О чем книга "Замки, битвы и бомбы. Как экономика объясняет военную историю"

В этой книге предлагается взгляд на ключевые эпизоды военной истории с точки зрения экономической теории. Например, с точки зрения затрат строительство замков в эпоху Средневековья было почти неизбежным: хотя они и стоили очень дорого, но прочный замок обходился гораздо дешевле содержания армии. Авторы также предлагают новый взгляд на бомбардировки Германии во время Второй мировой войны, а также на решение Франции заняться созданием ядерного оружия. Опираясь на эти и множество других примеров, Брауэр и ван Туйль извлекают уроки, которые могут быть применимы в самых различных областях, связанных с военным делом: от контртеррористической стратегии до использования частных военных компаний в Афганистане и Ираке.

Бесплатно читать онлайн Замки, битвы и бомбы. Как экономика объясняет военную историю


Licensed by The University of Chicago Press, Illinois, U. S.A.

© 2008 by The University of Chicago

All rights reserved. Published 2008

© Издательство Института Гайдара, 2016

* * *

Леону – Ю. Б. и Лоре – Х. в. Т.


Предисловие

Многих читателей эта книга привлечет благодаря разделам, посвященным военной истории, а не экономике. Вполне возможно, они захотят сразу же обратиться к той или иной заинтересовавшей их истории: о стоимости замкового строительства в эпоху Высокого Средневековья, о происхождении и роли кондотьеров, или военных наемников, или же об итальянских городах-государствах эпохи Возрождения, о принятии стратегических решений генералами эпохи Просвещения, об «информационной войне» во время Гражданской войны в Америке, о стратегических бомбардировках Германии в ходе Второй мировой войны или решении Франции о разработке ядерного вооружения на ранних этапах холодной войны. Для их удобства мы старались писать главы так, чтобы их можно было читать независимо друг от друга, и все же главу, посвященную экономике (глава первая), не следует обходить стороной. Если вы сначала захотите удовлетворить свои аппетиты в разделах по истории, то переходите к главе об экономике, когда почувствуете, что вы уже готовы, – возможно, вы найдете ее восхитительным десертом.

«Замки, битвы и бомбы» – это наша попытка написать военную историю с точки зрения экономической теории. Мы рассмотрим шесть конкретных случаев. Они задают временные рамки, охватывая последнюю тысячу лет – второе тысячелетие нашей эры. Пять рассмотренных нами случаев касаются Европы, а один – Северной Америки. Мы бы с удовольствием расширили сферу и рамки исследования, но по ряду причин это показалось излишне амбициозным. Даже избранные нами случаи могут показаться некоторым читателям не всегда уместными. Например, когда мы рассматриваем период холодной войны (1945–1991), на ум сразу же приходит конфликт между бывшим Советским Союзом и Соединенными Штатами, а отнюдь не то, как Франция стала наращивать свой ядерный потенциал. Столь ценным не только для Франции, но и для истории в целом этот пример делает то, что вступление Франции в ядерную эпоху изменило динамику противостояния сверхдержав. До Франции Великобритания уже овладела атомным оружием, но, как и в наше время, она была слишком ориентирована на Соединенные Штаты, чтобы считаться в полной мере самостоятельным игроком на мировой арене. Напротив, стремление Франции вернуть былое величие – как и сейчас – внесло сумятицу в и без того крайне опасную гонку вооружений.

Вместо шахматной партии один на один в стиле Бобби Фишер против Бориса Спасского третий игрок начал передвигать фигуры поперек доски, что раздражало американцев и совсем не облегчало жизнь СССР. Теперь же, когда целый ряд государств претендует на создание, расширение и обладание своим собственным атомным арсеналом, исследование того, что воодушевляло французов в 1950-х и 1960-х годах, покажется совершенно неуместным. Заинтересовать экономиста в данном случае может то наблюдение, что традиционные неядерные силы обходились Франции да и всем остальным совсем недешево. Верно ли, что, пытаясь удовлетворить эти насущные потребности, Франция обратилась к созданию своих ударных сил по причине их рентабельности по сравнению с традиционными вооруженными силами, а также для того, чтобы с их помощью вернуть и улучшить свои переговорные позиции если не в мире, то в Европе? В седьмой главе мы задаемся именно этим вопросом.

Если оглянуться на недавнее прошлое, легко заметить, как много исторических работ посвящено эпохе мировых войн (1914–1945). Существует даже экономическая история этих бедствий[1]. Бóльшая часть этих работ посвящена «экономике войны»: вопросам финансирования войны, материальных ресурсов, необходимых, получаемых и потребляемых в ходе нее, ее экономического воздействия и последствий для стран-участниц, а также превращения экономики из гражданской в военную. Одним словом, речь идет о тех вопросах, в которых, как представляется, должен разбираться именно экономист. Но в действительности вопросы, имеющие отношение к экономике, этим не ограничиваются, распространяясь на сферу ведения самих боевых действий. В качестве иллюстрации в шестой главе мы приводим один характерный пример, который к тому же изменил представления о современной войне: стратегические бомбардировки Германии в ходе Второй мировой войны. Благодаря признанию, которое получили данные операции, – разумеется, среди военных, – подобные же операции с тех пор стали проводиться практически во всех войнах, которые вели США. Несомненно, рейды тысячи бомбардировщиков[2] на немецкие города были эффектным применением грубой военной силы, но были ли они эффективными? То, что военные стратеги при проведении операций не принимали в расчет экономический принцип убывающей отдачи, является тревожным сигналом. Любой зубривший до утра студент знает, что хотя усилия и могут помочь пройти предстоящий экзамен, затрата на подготовку большего количества часов вовсе не означает автоматического получения более высокой оценки на экзамене. Как говорится, считаются не затраченные часы, а то, как именно они были затрачены. То же относится и к бомбардировкам: просто бросая все больше бомбардировщиков в рейды на Берлин, вероятно, и можно победить в войне, но, скорее всего, это лишь приведет к многократному увеличению потерь союзников. Если бы экономическое понятие убывающей отдачи было бы оценено по достоинству, страны антигитлеровской коалиции, возможно, гораздо осторожнее отнеслись бы к вопросу технологических инноваций в европейской воздушной войне. Они могли бы сохранить множество жизней, поскольку ни один род войск не нес таких потерь пропорционально своей численности, как авиация, и ни один пожар не был более разрушительным, чем огненные бури в результате массированных бомбардировок. И, если уж нам приходится воевать, неплохо бы знать, какие еще простые экономические понятия могут помочь нам снизить потери.

Выбор Гражданской войны в США в качестве объекта исследования в пятой главе для разъяснения специфики эпохи революций (1789–1914) был продиктован важнейшей из революций – промышленной. В то время как французская революция революционизировала способы ведения войны, индустриализация еще не набрала достаточно оборотов, чтобы всерьез повлиять на ход и итоги военных действий. Гражданская война в США была первой крупномасштабной войной, прошедшей в индустриальном контексте. Это означало появление на поле боя новых технических достижений и, что важнее, продукции массового производства. С точки зрения информационных потоков три нововведения данной эпохи представляются наиболее значительными: телеграф, железная дорога и газета. Сегодня никого не нужно убеждать в важности введения электронных коммуникаций, чем был тогда телеграф. Но благодаря увеличению дальности и скорости перемещений людей железная дорога также служила средством передачи информации. А газеты вследствие усовершенствованной полиграфии и распространения грамотности использовались в качестве источника информации и способа распространения дезинформации обеими сторонами. Объединение отдельных аспектов экономики информации с ролью информации при ведении военных действий – вообще относительно новое явление, особенно применительно к рассматриваемому нами случаю Гражданской войны в США.


С этой книгой читают
Суть предлагаемого материала необходима абсолютно для всех людей и предлагает нижеперечисленные решения: 1. Объяснено, как устранить всеобщее ограбление; 2. Созданы нормативы цены потребления и результатов труда для применения; 3. Обоснованы максимальные нормативы размеров ВВП, бюджетных расходов и численности всех работающих; 4. Предложены конкретные мероприятия (более 20) по быстрому устранению всех недостатков жизни в РФ; 5. Предложен конкретн
Данная книга предназначена как для студентов, которые только начинают изучать предмет "экономика", так и любого человека, в том числе и в целях саморазвития. Здесь можно найти самую необходимую информацию по экономической теории, использовать полученные знания в своей повседневной жизни.
Мне, как и многим, не нравится капитализм, когда он во главе государства, но и модели социализма Маркса, Ленина и бывшего СССР также считаю недодуманными и устаревшими. Поэтому предлагаю другой, надеюсь, более совершенный и современный вариант государственного устройства – Классовый Социализм. Возможно, книга пригодится тем, кто думает на эту тему.
Уважаемый читатель! Предлагаю Вашему вниманию четвертую часть книги «Новая экономическая теория. Теория социальной справедливости (Основы народной экономики)», которая содержит в себе рассказ о том, как можно достигнуть две главных стратегических цели любой экономики, рассказ о порядке перехода экономики государства от современной капиталистической экономики – к народной экономике, и рассказ о том, как нам необходимо ликвидировать тот очень серье
Многие писатели-фантасты прошлого века в своих произведениях пытались предсказать, каким образом будет развиваться человечество в условиях полной автоматизации производства, или, проще говоря, освободившись от какого-либо труда. К дню сегодняшнему мы уже подошли к этой точке очень близко – в сфере обеспечения человечества пищей трудится уже всего в районе 2% населения планеты. Но чем же будут заниматься люди, освободившись от необходимости трудит
Кто она теперь – игрушка в руках богов или избранная? На такой вопрос придется ответить Полине Сорокиной, менеджеру по организации мероприятий в “OG Russia”, когда в её размеренной обыденной жизни, неожиданно появляются божественные родственники. Неожиданно для себя Полина превращается в центральную фигуру предстоящей встречи Совета управляющих магической корпорации «Олимпик». С каждым днем девушка все больше погружается в запутанные отношения во
Это исследование влияния интимных отношений на политику и исторические процессы, как сексуальные связи великих правителей, влиятельных личностей и общественных деятелей определяли судьбы целых наций и эпох.Книга охватывает события с Клеопатры, чья любовь к Цезарю и Марку Антонию потрясала мир, и заканчивая загадочной фигурой Григория Распутина. Читатели погружаются в мир интриг и манипуляций, где личные жизни оказывали значительное влияние на пол
Сборник включает автобиографическую, художественную, публицистическую прозу и стихи.Вы узнаете, как жилось в деревне Аксаковщина начиная с 30-х годов XX века, как на белорусской земле проходила война и послевоенные годы. Побываете на заливных лугах Ислочи, прочитаете воспоминания о предках, семье и односельчанах автора, местные легенды и байки, рассказы о новой городской жизни.Сборник предназначен широкому кругу читателей, но прежде всего – родны