Здравствуй, мой новый читатель
Рад знакомству. Два года назад, во время пандемии я даже растерялся от большого количества запросов на консультации ко мне, как к психологу. Времена не стали проще. Тревога и неуверенность по-прежнему сидят занозами актуальности темы в головах людей. Как пережить эти времена? Что делать, если душевных сил ни на что не хватает? На моем канале в сети интернет Дзен формируется довольно душевная компания людей, которые помогают друг другу советами, рассуждают на предложенные мной темы в комментариях, предлагают свои истории, готовы поделиться опытом, задают вопросы.
Мы можем не соглашаться друг с другом, но мои постоянные читатели сдержаны и великодушны в своих оценках и суждениях.
Почти каждая история из наших жизней откликается моей аудитории. Это помогает всем, кто приходит за советом услышать разные точки зрения и увидеть разные ситуации со множества ракурсов. Не обязательно пользоваться всем наработанным опытом многих людей, но послушать и сделать свои выводы никто не запрещал.
Я приветствую новых членов нашего неформального клуба и желаю всем моим читателям и подписчикам психологического здоровья и бодрости духа.
До встреч на моем канале Дзен. Психолог Чернышев.
Меня спрашивают иногда – с какими запросами приходят клиенты в кабинет психолога?
Есть ли изменения обсуждаемых проблем за текущий год? Кто мои клиенты, в основном?
О, это не такой простой вопрос, как может показаться сначала.
Думаете, ко мне приходят исключительно толстосумы и те, кто с жиру бесится? Им не нужен психолог. Они отлично проводят время по своему сценарию. Тем более, что перед ними, как правило, не стоят вопросы самоидентификации.
У меня очень разная аудитория. Люди из шоу-бизнеса, актеры, художники, айтишники, военные, писатели, наркоманы, алкоголики, пары у которых есть неразрешенные вопросы в совместной жизни, родители, которые не могут понять своих подрастающих детей, взрослые и молодые. Разные.
Прежде всего это люди, которые поняли, что перед ними стоит задача, и они с ней не в состоянии справиться самостоятельно. Раньше, еще несколько лет назад, многие в психологи «брали» лучших подруг и друзей, иногда родителей и партнеров. Выговаривая им на кухне сложности и затруднения, которые испытывают. Но когда нас все отправили на самоизоляцию – стало понятно, без специалиста – «мозгоправа» – мало кто смог самостоятельно вырулить из сложной жизненной ситуации, напряжение в семьях и в обществе достигло своего апогея. Профессия психолог еще никогда не была так востребована, как в тот период. Это время научило людей принимать помощь и поддержку не только близкого человека, но прежде всего ориентироваться на профессионального специалиста. Я работаю по 8—9 часов в день. Пять дней в неделю. Запросов столько, что очередь набирается на несколько недель вперед.
Вопросы, с которыми ко мне приходят, иногда изменяются по ходу разговора. Прямо на первой сессии. Женщина искренне считала, что проблема семьи в муже алкоголике. Он перестанет пить и все в жизни наладится. Но так не бывает. Или ревнивый муж изводит себя и всю половинку мифическими изменами. Казалось бы – изъять из этой схемы страх несуществующих измен и все тут же поменяется. Это так не работает. Психолог помогает самому человеку, а не его окружению. Изменения происходят тогда, когда происходит перенастройка всeй системы. В этом большая загадка и разгадка одновременно подхода, с которым работаю я.
Экзистенциальный анализ.
На сессиях мы рассматриваем под лупой чувства, эмоции, действия человека. Его побуждения и истинный характер отношений к ситуации, в которой он оказался и которая вызывает, чаще всего, негативные проявления. Польза от заглядывания внутрь себя – ощутима. Собеседник начинает лучше разбираться в своих мотивах, реакциях, чувствах. Иногда даже такие простые вещи, как совместное обсуждение с близкими предстоящих планов – может стать большой трагедией. Люди не умеют и поэтому не хотят договариваться и находить компромиссы. Девушка, которая прожила с молодым человеком 8 лет так ни разу не поговорила с ним о своем статусе, о том, когда они станут мужем и женой. Он и уехал в другую страну, даже не предупредив ее о своем решении. Женщина требовала от мужа, чтобы он перестал пить и изводила его своими криками изо дня в день. Конечно, она сильно удивилась, когда он на сеансе у психолога признался ей, что бросать пить не намерен. Ему так хорошо. Спиваться не собирается. Но не видит необходимости избавляться от своего хобби, так как это единственное, что ему приносит удовольствие в жизни. Женщина крепко задумалась после его слов о том, как они живут и почему так вышло.
Взрослый мужчина впал в депрессию из-за постоянных необоснованных конфликтов на новой работе. Коллеги и руководство его просто поедом ели, и он начал серьезно подумывать о том, что по жизни он неудачник. Пока не поменял работу и не нашел адекватный и дружелюбный коллектив. Десятки, сотни историй. Главное в которых – непонимание, незнание себя и неумение с собой обращаться.
Психолог – профессия. Я до сих пор продолжаю учиться и буду учиться всю жизнь. Процесс познания бесконечен.
Главное – занимаюсь любимым и интересным делом, в котором происходит удивительная трансформация людей в людей.
Что есть у нас, тех, кто прожил полсотни лет?
Звучит-то как – половина из 100, есть чем гордиться. Но уже немного страшно.
Мы еще помним что можно было позвонить в уличном телефоне за 2 копейки и на 3 копейки проехать на общественном транспорте, купить хлеб по 16 копеек и ходить в бесплатные кружки по интересам.
Да, наши квартиры были похожи как близнецы, но ведь наши родители покупали мебель в одном магазине без особого выбора. Мы носили одинаковые вещи по той же причине. Но ведь это нас и не тревожило. Мечталось о будущем, в котором будем жить лучше, дальше, сильнее.
Ностальгии нет, есть понимание, что ценность нашей жизни становится с каждым годом все весомей. Но важность – распыляется.
Недавно прочитал статистику, что востребованность в специалистах разных отраслей, которым за 50 становится все актуальней. Наверное ее не читали работодатели.)))
И все же хочу выступить в защиту тех, кто пережил перестройку, десятки разных кризисов, поднимался до миллионеров и падал до продуктовых карточек.
Это о нас, поколении 60-х, 70-х, 80-х.
Сейчас часто в кабинете психолога мои ровесники, постарше, помладше поднимают тему своей ускользающей необходимости: на работе, в семье, в отношениях, в обществе.