Первой игровой консолью моего детства, как и у многих моих сверстников, была “Денди”. Несмотря на то, что я был слишком мал, тем не менее запомнил, как с энтузиазмом старался победить противников в файтинге Yie Ar Kung-Fu или педантично собирал, как мы их называли, “кучки” в игре Lode Runner, даже и не подозревая, что на самом деле это был золотой песок. Но в более осознанном возрасте на смену 8 битной консоли ко мне пришла Sega Mega Drive. Конечно, же на тот момент оригинальных 16-битных консолей практически ни у кого не было, но мы об этом даже и не догадывались – для нас эти приставки были самыми что ни на есть официальными.
На рубеже нового тысячелетия я и мое окружение с энтузиазмом играли и обменивались игровыми картриджами для 16-битного клона Sega Mega Drive. Мы даже не представляли, что существует что то отличное от так называемой “плоской” графики. Игровые консоли нового поколения, которые поддерживали полноценное 3D, пришли в страну, где я родился и вырос, с большой задержкой. Когда жители Западной Европы и Америки были свидетелями эволюции 32-х битных платформ, мы наслаждались пиксельной графикой.
Когда в стране стали появляться первые 32-битные консоли, такие как PlayStation, поводом для хвастовства было даже не обладание такой консолью, а просто опыт просмотра той или иной игры где-нибудь в прокатном магазине, где можно было за определенную сумму посидеть и поиграть какое-то время. Мы тогда не знали, что такое 3D, и называли отличный от 2D формат "видом со всех сторон". Стать владельцем такой консоли было чем то нереальным, и, несмотря на то, что первый компьютер по сравнению с моими сверстниками у меня появился довольно рано, тем не менее я долго довольствовался 16-битной игровой системой Sega.
Появление любого картриджа в домашней библиотеке вызывало трепет, поскольку не так часто удавалось поиграть во что-то новое: выбор всегда был ограничен дюжиной картриджей. И вот в один из дней моего беззаботного детства ко мне в руки попала, как мы тогда называли, “кассета” с загадочным названием Zero Tolerance. Конечно, же это был не тот самый картридж с уникальным форм-фактором от Accolade, а какой-то неоригинальный клон.
Вставив картридж в приставку, я не поверил своим глазам. "Ведь это тот самый вид со всех сторон!" – подумал я. Такое ведь просто не возможно на домашней консоли Sega! Часами я проводил во вселенной нулевой терпимости, и, несмотря на то, что в те времена мне так и не удалось пройти эту игру до конца (честно говоря, я вообще редко мог дойти до финала любой игры,которая у меня была), у меня остались невероятные впечатления.
Спустя несколько десятков лет я вспомнил об этой вселенной и решил сделать небольшой видеоролик на десять-пятнадцать минут, в котором хотел рассказать о невероятном тайтле моего детства. Так начался сбор материала для видео, которое я планировал опубликовать на YouTube. Чем дольше я собирал информацию, тем больше ее становилось, и этому не было конца.
Я проработал сотни архивных источников, изучил каждый топик известных форумов по видеоигре, посмотрел часы видеоматериалов, таких как интервью и выступления людей, вовлеченных во вселенную Zero Tolerance, связался и получил комментарии от разработчиков, художников и композиторов из Technopop, а также отечественных программистов, которые работали над дополнением Zero Tolerance Underground. По крупицам я собирал информацию об игре из различных архивных журналов, а также перевел на русский язык множество материалов разного рода. Я детально рассмотрел концепт-арты, неиспользуемые текстуры, и у меня началась складываться история – та история, о которой так мало известно, история которую я чувствовал необходимость рассказать.
Хронометраж моего сценария для ролика уже исчислялся многими десятками минут, и я решил выпустить документальный фильм, состоящий из нескольких эпизодов. На данный момент суммарное количество просмотров трех опубликованных частей фильма составляет 7 тысяч зрителей.
Спустя несколько лет после начала сбора и анализа информации я решил оформить историю в виде книги, которую вы держите в рука. Книга строится на основе информации из различных источников, включая комментарии от разработчиков тайтла, сделанными в различных журналах, выступлениях и архивных блогах. Часть выводов мне удалось сделать непосредственно из личных бесед с сотрудниками, работавшими в стенах компании Technopop, или людьми, так или иначе связанными с этой вселенной.
Иногда я мог опускать прямые цитаты, но старался максимально точно передать смысл, который вкладывался в те или иные высказывания авторов. Если вы хотите ознакомиться с первоисточниками, я постарался сделать довольно объемный раздел с примечаниями к которому можно обратиться для более глубокого погружением в историю.
Надеюсь, что вы, как и я, проникнетесь этой историей, получите удовольствие от чтения и узнаете много нового о команде, которая стояла на рубеже жанра и внесла огромный вклад в развитие видеоигровой индустрии.
При написании этой книги я часто погружался в воспоминания о своём беззаботном детстве и испытывал радость. По мере погружения в контекст вселенной Zero Tolerance я узнавал всё больше и больше о вещах, которые ранее были мне неизвестны. Разобраться со многими возникающими вопросами мне помогали люди, имевшие как косвенное, так и самое прямое отношение ко вселенной. Сложно передать всю ценность полученной от них информации.
Я не смог включить всю полноту знаний, полученных в ходе сбора и анализа данных, но постарался изложить самые значимые моменты, касающиеся игровой вселенной Zero Tolerance.
Хотелось бы выразить благодарность Скотту Хейли, одному из основателей Technopop и арт-директору Zero Tolerance, за время, которое он уделил мне, отвечая на вопросы, касавшиеся графической части Zero Tolerance.
Отдельное спасибо главному композитору Zero Tolerance, Дезо Молнару (Dezso Molnar), который рассказал о том, как строилась работа над музыкальной частью Zero Tolerance. А также отечественному музыканту с ником Vld, который написал новые композиции для современного дополнения Zero Tolerance Underground.
Без ценных комментариев разработчика и проектировщика Zero Tolerance Томаса Йорупа (Thomas Gjørup) мне бы не удалось построить целостную картину истории вселенной. Также хотелось выразить огромную благодарность Патрику МакЭвою (Patrick McEvoy), который работал в Technopop как раз во время разработки проекта Zero Tolerance, – за ценный инсайд по вселенной.
За довольно продолжительные диалоги, которые помогли мне разобраться в истории не вышедшего в 90-х годах дополнения Zero Tolerance Underground, но релиз которого состоялся уже в наши дни, я хотел бы выразить огромную благодарность отечественному разработчику Михаилу с ником Segaman. Благодаря Михаилу мне удалось понять многие моменты вселенной, которые сформировали целую главу этой книги.