Правление Генриха VIII было одним из самых революционных периодов в английской истории. Всепоглощающее стремление короля найти истинную любовь и его навязчивое желание иметь наследника мужского пола привели Англию к разрыву с католицизмом и полной реформации Церкви. «Разведена, казнена, умерла, разведена, казнена, пережила» – эта народная формула, помогающая запомнить участь шести жен Генриха VIII, очень точно рассказывает об их судьбе.
Хотя многие тогдашние правители заключали браки лишь по политическим соображениям, Генрих желал того, о чем сегодня мечтаем и мы: жениться по любви. Поиски несуществующего идеала превратили веселого принца в яростного тирана, а из-за раздутого эго вспышки любовной страсти в его жизни чередовались с периодами разочарований. Генрих хотел иметь наследника и в то же время увлекался куртуазной игрой, в которой – не без поддержки двора – считал себя весьма искусным.
Всех жен он старался втиснуть в жесткую матрицу своего идеала, не считаясь с тем, что женщины были очень непохожи друг на друга. Первой была ревностная католичка, преданная ему Екатерина Арагонская, за ней – соблазнительная и непредсказуемая протестантка Анна Болейн. Ее сменила нежная и покорная Джейн Сеймур, после смерти которой Генрих единственный раз заключил династический брак, женившись на Анне Клевской и безуспешно попытавшись сделать из этого брака романтическую историю. В результате король дал своему сердцу свободу и обратился к простодушной, дразняще юной Екатерине Говард. Последним выбором короля стала умная и независимая Екатерина Парр.
Наша история за час познакомит вас с этими шестью личностями – такими разными и привлекательными, – и с событиями, определившими их судьбу.
Родилась 16 декабря 1485 г.
Умерла 7 января 1536 г.
Королева с 24 июня 1509 г. по 23 мая 1533 г.
Юная Екатерина Арагонская вскоре после прибытия в Англию. Художник Михель Зиттов
Екатерина (по-испански Каталина) была младшей из пяти выживших детей Фердинанда Арагонского и Изабеллы Кастильской, так называемых «католических королей», которые объединили земли, составляющие бульшую часть современной Испании. Хотя Фердинанд частенько бывал неверен жене, брак был счастливым. Королевский двор редко оставался на месте, так как Изабелла и Фердинанд были неутомимыми воителями и даже своих детей брали на места военных действий. Екатерина была особенно привязана к матери, которая занималась ее образованием: принцесса изучала богословие, латынь, современные языки и традиционное домашнее рукоделие. Латынь в Европе была языком образованной элиты, и знать ее было нелишне девушкам, желавшим заключить выгодный брак. Но что касается поэзии и музыки – этим важным предметам Изабелла свою дочь не учила. Однако голландский гуманист и известный ученый Эразм Роттердамский отмечал ее образованность и особенно редкую для женщины эрудицию. Он писал, что Екатерина «любит хорошую литературу, которую успешно изучала с детства». Отдельно Эразм отмечал ее «поразительную начитанность, удивительную для женщины».
Екатерине было три года, когда король Фердинанд обручил ее, стремясь усилить престиж династии. У него было много общего с королем Англии Генрихом VII: оба они недавно завершили объединение своих стран после долгих войн и оба хотели ослабить Францию.
Брачный союз детей усиливал обе страны в противостоянии Франции, способствовал внутренней стабильности, а в Англии еще и укреплял легитимность новой династии. Генриху VII повезло: у него было два наследника мужского пола – Артур и Генрих. Старший, Артур, родившийся в сентябре 1486 г., и должен был стать мужем Екатерины. Фердинанд и Изабелла согласились дать за дочерью приданое в 200 000 крон, выплатив его в два приема: первую часть – когда принцесса прибудет в Англию, а вторую – после свадебной церемонии. Взамен Генрих VII согласился передать во владение Екатерине треть земель принца Уэльского. Половина приданого была выплачена, и 14 ноября 1501 г. в лондонском соборе Святого Павла состоялась свадьба. Екатерине было около шестнадцати, Артуру – четырнадцать.
Постель для новобрачных и саму Екатерину к первой брачной ночи готовили особым образом. Епископы молитвами и святой водой благословили ложе, чтобы на нем было зачато много детей, а брачный союз стал долгим и счастливым. Ни у кого не вызывало сомнений, что, когда все обряды были завершены и новобрачные остались одни, они вступили в супружеские отношения. Известны рассказы о том, как Артур похвалялся, что овладел женой, хотя ему и пришлось потрудиться. Похоже на правду, если не на подростковое хвастовство, но позже Екатерина будет решительно опровергать его слова. Одно мы знаем точно (впрочем, и это могло быть бравадой): наутро после свадьбы принц сказал, что «ночью проник внутрь Испании».
21 декабря 1501 г. Екатерина и Артур отправились в замок Лудлоу, резиденцию принца Уэльского в графстве Шропшир на границе с Уэльсом, чтобы с Рождества формально начать семейную жизнь. Первые недели брака протекали гладко. Если верить благожелательным сплетням, Артур прилежно исполнял супружеские обязанности. Но на Пасху он тяжело заболел. По официальным данным, это было легочное заболевание, однако современные ученые приводят и другие версии. Болезнь, какой бы она ни была, быстро убила пятнадцатилетнего принца – он умер 2 апреля 1502 г. В свои шестнадцать лет Екатерина овдовела.
Наследником английского престола стал второй сын Генриха VII – Генрих, герцог Йоркский. Вскоре стали обсуждать возможность его брака с Екатериной, но в десять лет жениться было рано: Генрих родился 28 июня 1491 г. Екатерине же было рановато оставаться вдовой, а Генрих VII не только надеялся сохранить за собой половину ее приданого, но и не собирался жертвовать оставшейся частью, которую бы получил, будь Артур жив.
Камнем преткновения был богословский вопрос: может ли в глазах Господа Екатерина стать супругой своего деверя? Библия давала противоречивые ответы. Книга Левит однозначно запрещала такие отношения, называя их бесплодными. А вот Второзаконие поддерживало подобные браки, подчеркивая, что деверь должен вырастить ребенка, родившегося от брата. Чтобы подтвердить законность нового союза, пришлось обратиться в Рим.
Папа Юлий II лично занялся этим вопросом и, пусть и неохотно, в 1504 г. дал разрешение на официальное заключение брака. Документ был подписан задним числом (1503 г.), а получен английским двором в 1505 г. Считалось, что, если бы в отношениях между Артуром и Екатериной произошла консуммация (завершение), это создало бы родство Генриха и Екатерины, то есть в глазах Церкви, а значит, и тогдашнего закона Генрих был бы братом Екатерины. Родство создавалось не брачной церемонией, а половой близостью.