Про букву Ш.
Жила-была в Азбуке буква Ш. Она была уже довольно немолода, впрочем, как и все буквы, и стояла почти в самом конце Алфавита. Она была вся шероховатая, немного шепелявила, чаще всего разговаривала шепотом и любила одеваться в шерстяные вещи.
У нее была сестра – буква Щ – жуткая щеголиха. Она была очень веселой и озорной: постоянно она щебетала да щипалась. Она не хотела быть похожа на свою старшую сестру, и поэтому приделала себе хвостик. Этим хвостиком она любила щекотать букву Ш, а та шарахалась от нее и сердито шипела, закутываясь в шаль:
– Ну, хватит уже шутить и шалить, а то заставлю тебя платить штраф!
Буква Щ щурилась и смеялась, но потом ей становилось жаль сестру, она щадила ее, целовала в щечку и сердечно желала ей «щастья».
Еще были у буквы Ш свои причуды и пристрастия, например, она почему-то очень не любила букву Ы:
– Что это за буква такая? – шепталась она с другими буквами. – Всегда она только маленькая, заглавной никогда не бывает, с неприятным толстым брюшком, да еще на палочку опирается! Нет, я лично никогда не стану с ней рядом, мне это просто неприятно!
– Но как же быть? – пытались уговорить ее другие буквы. – Мало ли, как мы к кому относимся, но в разных словах нам приходится стоять рядом друг с другом. Это же наша работа! Мы для того и существуем, чтобы составлять различные слова. Например, в слове ШЫШКА тебе придется стоять рядом с Ы.
– Ни за что! – упрямилась буква Ш. – Пусть со мной лучше буква И стоит. Вот она мне нравится, на меня немного похожа, только у нее две ножки, а у меня три… С буквой И я согласна стоять рядом в любых словах!
– Но так нельзя! – стали возмущаться другие буквы! – Ведь в этом слове, да и в других, например: Шырь, Шына, Шыфр ясно слышится буква Ы, значит, она должна стоять рядом с тобой.
– А я не хочу и всё! – упорствовала буква Ш.
Как ни уговаривали ее другие буквы – ничего не помогало. Мало того – буква Ж стала ее поддерживать:
– Мне тоже буква Ы не нравится! – заявила она. – И я, как и Ш буду стоять рядом только с буквой И во всех словах, где должна быть Ы, например: Жызнь, Жыр, Жывопись…
А поскольку буква Ж стояла в первой десятке букв Алфавита и голос ее был гораздо звонче, чем у Ш, им вдвоем удалось настоять на своем. Тогда пришлось придумать для всех пишущих специальное правило:
«Во всех словах слоги ЖИ и ШИ пишутся только с буквой И!»
Вот так две упрямые буквы добились своего.
Про букву Ц.
У буквы Щ, известной щеголихи во всей Азбуке, была дочка – буква Ц. Внешне она очень походила на маму: точно такой же хвостик, только не три ножки, а две, но характер был совсем другой: она считала себя центром мира и очень ценной. В этом виновата была ее мама, которая постоянно цацкалась с ней и называла доченьку «Царевной». Как же потом раскаивалась в этом буква Щ, потому что подросшая дочь стала для нее целой проблемой: она была непослушной, капризной и своенравной.
Буква Ц была ярко оранжевого цвета, очень любила цветы и танцы. Еще она любила своим хвостиком цепляться за соседние гласные буквы.
Была у нее цель в жизни – понравиться молодому и стройному Г. Увидев его в соседнем слове, она просто цепенела.
– Мой Цезарь! – шептала она, а Г не обращал на нее никакого внимания, и никогда не вставал рядом.
Услышав, что буквы Ш и Ж отказались стоять рядом с буквой Ы, буква Ц заявила:
– Я тоже не люблю букву Ы и в словах ЦЫРК, ЦЫЛИНДР, ЦЫНОВКА буду стоять только с буквой И!
Мама щелкнула ее хвостиком по затылку:
– Щас! Ты сначала подрасти, а потом уже свои требования выставляй! И вообще, нельзя быть такой щепетильной. Нужно быть щедрее, дружить со всеми буквами: мало ли в каких словах придется встать рядом!
– Что ж мне теперь, целоваться с ней? – возмущалась Ц. – Вот тетка моя – буква Ш – сумела настоять на своем, а чем я хуже ее? Я, может быть, вообще целебная!..
– Да что в тебе особенного? – щурила глаза мама. – Худая, как щепка! Тебе только щипцами работать!
– А ты хочешь, чтобы у меня целлюлит был как у тебя? – огрызалась на мать буква Ц, и целеустремленно продолжала настаивать на своем.
На общем собрании букв Азбуки пришлось всем обсуждать этот вопрос и, в конце концов, решили немного уступить букве Ц. Пришлось принять новое правило:
В начале слова после буквы Ц всегда писать букву И, кроме нескольких слов, которые нужно запомнить, а в конце слова после буквы Ц всегда пишется буква Ы.
Значит, если хотите, чтобы вас считали грамотным человеком, нужно писать ЦИРК, ЦИЛИНДР и ЦИФРА, но ЩИПЦЫ и КУРИЦЫ.
А из слов, которые нужно запомнить, составили забавную фразу:
«ЦЫган вошел на ЦЫпочках, сказал ЦЫпленку: ЦЫц !»
Про букву Ч.
Жила-была в азбуке буква Ч, которая была очень чувствительной, и ей нравились сразу два кавалера: красивый и культурный кавалер буква К и нежный и немного неземной – Н. Стоя рядом с ними в каком–нибудь слове, буква Ч чувствовала в себе такую нежность, кротость и мягкость, что категорически отказывалась от смягчающего их союз мягкого знака.
– Нам так хорошо вдвоем, – говорила она, – что любой, увидев нас, почувствует нашу мягкость, нежность и любовь.
К считал ее чудной, называл «чаровницей» и был полностью согласен со своей подругой, что в их тесном сотрудничестве – сочетании ЧК, когда они стояли, тесно прижавшись друг к другу спинками, – в эти минуты им не нужны никакие посредники, даже и очень мягкие.
Н тоже не возражал, когда рядом с ним с любой стороны становилась такая чувствительная буква. Он всегда считал букву Ччестной и надеялся, что ее чувства сохранятся навсегда. Он также не хотел, чтобы в их отношения – сочетания НЧ или ЧН – настырно встревал мягкий знак.
Бедная буква Щ всегда с завистью поглядывала на свою близкую соседку и с щемящей болью в сердце думала, что у кого-то два кавалера, а кто-то всю жизнь становится со случайными буквами. Она даже как-то раз попросила букву Ч сделать ей щедрый подарок: отдать любого из двух кавалеров. Ч чистосердечно призналась, что она никак не может огорчить любого из чудесных друзей.
– Что за чудовищное предложение! – часто хлопая ресницами, восклицала она. – Что ты мне предлагаешь?!
Буква Щ понимала всю щекотливость этой ситуации, но ей так хотелось тоже прижаться спинкой к надежной спине друга, не оставляя ни щелочки для других букв.
– Ну, пожалуйста! – ласково щурилась буква Щ. – А то я начну тебя щипать!
– Ну, не знаю… – колебалась буква Ч. – К я крепко люблю, но и Н такой настойчивый, немного даже нахальный… Ну, если хочешь, вставай с ним рядом.
Щ сразу же радостно защебетала и счастливо прижалась к немного недоумевающему Н. Она тут же объявила всем буквам, что у нее с Н – любовь, и просит посторонних букв, в том числе и мягкий знак,