Середина 80-х. Вася Лебедев с отличием закончил школу милиции и был распределен в одно из районных отделений Тульской области, недалеко от знаменитой Ясной Поляны Льва Николаевича Толстого.
Едва он приступил к работе на своем участке – началась знаменитая кампания Горбачева-Лигачева по борьбе с пьянством. С энтузиазмом взялся за это дело и Вася Лебедев. Устраивал проверки рейсовых автобусов, которые отправлялись из его поселка в Тулу, вынюхивал-высматривал по окрестным деревням, где можно уловить запашок браги…
Верным помощником участкового в этих рейдах был его четвероногий друг Рекс, которого он еще с щенячьего возраста тренировал, готовя к службе в погранвойсках. Они вместе и отслужили на одной из погранзастав в Средней Азии, ну а дальше началась у них уже вахта милицейская.
Всех злостных самогонщиков на своем участке Василий и Рекс вскоре знали в лицо и определяли по запаху за версту.
Однажды, в один из выходных дней, Василий с Рексом снова вышли на «охоту». На остановке у железнодорожного переезда участковый зашел в переполненный местными жителями автобус. Женщины ехали на базар с набитыми сумками, авоськами – продавать выращенное в своих подсобных хозяйствах.
Раз прошелся по автобусу Василий – не заметил подозрительного. Для стопроцентной гарантии еще раз пустил вдоль рядов своего Рекса. Но что-то подсказывало ему: везет кто-то все-таки на продажу или в подарок, запрещенное зелье!
Рекс, пройдя несколько сидений, остановился у одного. У окна сидел розовощекий мужичок, сжимая между ног большую сумку.
Рекс зарычал, втянул ноздрями воздух и впился в нее зубами. Сидевшие рядом женщины шарахнулись в сторону, закричали:
– Уйми своего пса! Загрызет!
Василий медленно подошел и, взглянув на мужчину, ахнул от удивления.
На сиденье, развалившись, невозмутимо сидел начальник его отделения и смотрел в окно, не обращая никакого внимания на рычание пса.
– Сергей Иванович! – обратился Василий к своему начальнику. – Можно досмотреть вашу сумку? Что-то мой пес нервничает…
– Ты что, охренел?! Я тебе досмотрю! – огрызнулся начальник.
Василий не отставал:
– Давайте по-хорошему – выйдем из автобуса, Сергей Иванович, и поговорим. Что привлекать лишнее внимание…
Начальник неохотно поднялся и под смешки пассажиров вылез наружу.
– Показывайте, что там в сумке, – обратился к Сергею Ивановичу Василий.
– Что ты, чудила, комедию затеял на глазах у всех?! Тебе непонятно, что у меня в сумке? Гостинец везу своим родственникам в Тулу: настоящий первач!
– Не положено, Сергей Иванович! Нельзя самогон гнать!
– Кому это не положено? Мне?! Я тебя в порошок сотру! – разгорячившись, возмущался начальник. – Завтра же, на утренней поверке, получишь у меня по полной!
– Не положено… – уже мягче, но все-таки с металлом в голосе, повторил несколько раз участковый.
Видя, что с таким упертым служакой спорить бесполезно, начальник оставил сумку на обочине дороги, под смешки пассажиров залез в автобус – и уехал в Тулу налегке.
На следующий день он действительно всех собак навешал на участкового, и вскоре Васю с треском выгнали из милиции «за служебное несоответствие». Но Вася не приуныл. Он и дальше стал бороться за правду. Выучился на юриста, стал адвокатом, борцом за права простых граждан.
Иногда, под хмельком, в кругу своих друзей, знакомых, он до сих пор с улыбкой вспоминает историю, как он бесстрашно сказал своему начальнику: «Не положено»…
В одном из российских городов перед чемпионатом мира по футболу, чтобы не ударить лицом в грязь перед иностранными болельщиками, стали «чистить» ряды дворников, увольняя гастарбайтеров. Многие разъехались тогда по своим Киргизиям и Таджикистанам.
Вася Чавкин, старожил дворницкого «цеха», житель одного из спальных районов города, не унывал: он же не гастарбайтер. Продолжал пить и кое-как выполнять свою работу. Его местные муниципалы почему-то не трогали. А когда захотели зацепить и все-таки уволить за беспробудное пьянство и разгильдяйство, случился неожиданный казус.
Все местные старухи вступились за него и пошли качать права в местную администрацию. Расписывали своего дворника в таких прекрасных тонах – какой он внимательный, заботливый, какую образцовую чистоту наводит, – что начальники ЖКХ только руками разводили: они-то знали ситуацию на самом деле.
Чем же так покорил Василий местных пенсионеров? Все ведь знали, что он пьяница, лодырь, убирается из рук вон плохо. И откуда вдруг такая всенародная поддержка – хоть в депутаты выдвигай!
Оказывается, он обходил квартиры наиболее больных, немощных стариков и старух, брал у них заказы на покупку продуктов питания, медикаментов – и добросовестно их выполнял, принося полные сумки. Мог он и полы помыть в квартире, и мусор выбросить…