Александр Усовский - Зина Портнова. Повесть о девочке, в семнадцать лет ушедшей к звёздам

Зина Портнова. Повесть о девочке, в семнадцать лет ушедшей к звёздам
Название: Зина Портнова. Повесть о девочке, в семнадцать лет ушедшей к звёздам
Автор:
Жанры: Детская проза | Пьесы и драматургия | Русская драматургия | Книги о войне
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2020
О чем книга "Зина Портнова. Повесть о девочке, в семнадцать лет ушедшей к звёздам"

Зина Портнова в июне 1941 года – обычная ленинградская девчонка, отправленная в деревню к бабушке, со своими немудрёными радостями и нехитрыми удовольствиями. Их разом перечеркнула начавшаяся война, которую, впрочем, поначалу и Зина, и её подруги воспринимают хоть и близко к сердцу, но с уверенностью в скором и победном её завершении. Но реальность быстро разрушила эту красивую, но далёкую от жизни картинку – немцы оказались намного сильней, уверенней, профессиональней, в конце концов – безжалостней. И вот уже Витебская область – под пятой оккупантов. У очень многих тогда опустились руки, многие приняли житейскую позицию «моя хата – с краю», нашлись и те, кто поспешил в услужение к оккупантам – надеясь вернуть себе то, что отняла у них Советская власть. Зина и её подруги пошли по иному пути – воспитанные на идеалах коллективизма, взаимопомощи, любви к Родине, самоотверженности – они решили бороться с врагом. Как умели и могли. Подпольная группа «Юные мстители» за два года своего существования нанесла немцам немалый ущерб – венцом которого было отравление личного состава офицерских курсов по борьбе с партизанами, которые немцы организовали в посёлке торфозавода, кстати, сожжённого «юными мстителями». И это совершила Зина Портнова – простая ленинградская девочка….

Бесплатно читать онлайн Зина Портнова. Повесть о девочке, в семнадцать лет ушедшей к звёздам


Действующие лица и исполнители:

– Зина Портнова – школьница 15–17 лет

– Ефросинья (Фруза) Зенькова – руководитель организации «Юные мстители», 20 лет

– Нина Азолина, двоюродная сестра Зины, 16–18 лет

– Антонина Лузгина, лучшая подруга Нины 16–18 лет

– Григорий Павлович Мохнатин – председатель Обольского сельсовета, затем командир отряда имени Ворошилова, с апреля 1943 года – командир отряда «За Родину!» бригады им. Ворошилова, 42–44 года

– Николай Гаврилович Николаев – комиссар отряда «За Родину!» бригады имени Ворошилова, 32–33 года

– Славка-киномеханик – полицай, 25–27 лет

– Ефросинья Ивановна Яблокова – бабушка Зины Портновой, 56–58 лет

– Баба Глаша (Зинчиха) – соседка, 55–58 лет

– Семён Портнов – дядя Зины, 35–37 лет

– Лёнька Портнов – младший двоюродный брат Зины, 10–11 лет

– Сергей – член организации «Юные мстители» 16–17 лет

– Дмитрий Сахненко (Митя) – член организации «Юные мстители» 17–18 лет

– Бубнов Арсений Николаевич – полицай, с мая 1943 – следователь СД, 42–44 года

– Галя Портнова – младшая сестра Зины 8–9 лет

– Андрей Бубнов – полицай, сын следователя СД Бубнова 22–23 года

– Елизавета Николаевна – секретарь сельсовета 30–32 года

– Ганс – помощник повара на курсах переподготовки немецких офицеров 20–25 лет

– Оберфельдфебель Геннеке – шеф-повар курсов 35–38 лет, полный.

– Анна Храповицкая – предатель организации «Юные мстители» 20–22 года

Два партизана (картины четвертая и шестая)

Двое немецких офицеров (картина восьмая)

Грузчик дядя Коля, 40–45 лет


Локации

– Деревенская улица в Оболи (картина первая, третья, девятая, десятая)

– Горница в избе бабушки Зины (картины вторая, четвертая, пятая)

– Лесная поляна (картины шестая, седьмая)

– Двор офицерской столовой торфозавода в Оболи (картина восьмая)

– Кабинет следователя СД в Горянах (картина одиннадцатая)

Картина первая

>Деревенская улица у сельсовета; у лавочки, прислонившись к забору из штакетника, стоят три девочки-подростка, Зина, Тоня и Нина. На них летние платьица, косынки, сандалии с носочками – по моде начала 40-х. Из громкоговорителя, повешенного на столбе у входа в сельсовет, играет музыка конца 30-х, в том числе «Если завтра война»


Тоня: – Нинка, долго ещё? Что он говорил? Уже полчаса, наверное, ждём!

Нина: – Сказал, только подпишет накладную в конторе на станции – и поедем. А куда ты торопишься? Вода ещё холодная…

Тоня: – А то ты не знаешь! Сейчас командирские жены придут в волейбол играть, там красноармейцы позавчера площадку расчистили и сетку повесили. В команде у связистов игроков не хватает, мне жена капитана Широкова сказала, что на нас – вся надежда. Тем более – Зинка, вон, в Ленинграде в волейбол играла по-настоящему, у Лесгафта…

Зина махнула рукой.

– Ну какое там по-настоящему…. Так, только учились.

Тоня: – Ну вот, ты хотя бы правила знаешь. А потом можно и искупаться….

Нина: – Искупаться – надо купальники брать. Или хотя бы бельё на смену. В мокром потом через лес возвращаться – бр-р-р!

Тоня, озорно блеснув глазами: – А мы нагишом!

Зина замахала руками: – Замолчи, дурочка! Там же красноармейцы недалеко! Сама говорила, что-то строят на том берегу Оболи – а вдруг увидят!

Тоня: – Прям тебя украдут!

Зина: – Не украдут – на всё равно… А кто из жён командирских придет играть?

Тоня: – Жена капитана Широкова, потом Елена Петровна, библиотекарь, жена старшего лейтенанта Осьминина, тоже Антонина, как я, и две жены лётчиков, я их не знаю пока. Ещё придут Оксана и Танька, дочери майора Щегловитого. Ну и мы троём – как раз будет пять на пять.

Нина: – А потом купаться?

Тоня: – А потом купаться! Вечером эта леспромхозовская машина, только с другим шофёром, Игнатьичем, обратно в посёлок пойдёт – на ней и вернёмся, Сашка обещал, что договориться.

Нина: – Завтра тётя Маша Лешкевич звала нас клубнику собирать, исполу. У неё, почитай, этой клубники шесть соток, ей одной не справится.

Тоня: – Исполу – это хорошо, люблю клубнику! Но волейбол люблю ещё больше…. И купаться!

Зина: – Да, волейбол – это хорошо, а так в это Грудиново ехать купаться – за семь вёрст киселя хлебать…. Искупаться и в Оболи можно!

Тоня: – Ну какое тут купание? Мальчишки набегут, брызгаться зачнут, прыгать… А там озёра лесные, камыши, тайные тропы…. Романтика!

Зина, снисходительно улыбнувшись: – И ты нагишом там плескаешься… Русалка!

Тоня: – Да, русалка! – Помолчав, добавила: – В военный городок на прошлой неделе молодые командиры прибыли, только из училищ. Пятеро! Сама видела! Форма новенькая, сапоги сияют, скрипят, ремни портупеи блестят… А красавчики какие, особенно младший лейтенант Груздов!

Зина улыбнулась: – Так вот ради кого ты леспромхозовского Сашку охмуряла!

Тоня хмыкнула: – Была бы нужда… Больно надо!

Зина: – То-то ты вчера нас уламывала ехать! Какой он, этот Груздов? Блондин, брюнет?

Тоня, смущаясь: – Русый он вообще-то…. И глаза голубые…. – И гордо добавила: – Значок «Ворошиловский стрелок» второй степени, между прочим, и не осоавиахимовский, а РККА!

Подруги уважительно кивнули.

Тут к девушкам подошла женщина лет тридцати, по виду – служащая.

Тоня: – Здравствуйте, Елизавета Николаевна!

Зина, Нина: – Здравствуйте, тётя Лиза!

Елизавета Николаевна: – Девчонки, куда собрались?

Тоня: – В Грудиново, на озёра, в гарнизон к лётчикам. Где волейбольную площадку сделали возле аэродрома… Сашку с леспромхоза ждём, вон его «полуторка» стоит, – и махнула в сторону одиноко стоящего грузовика.

Елизавета Николаевна: – Отбой, девчата. Сегодня купания и волейбол отменяются. Григорию Павловичу звонили с района минут десять назад – велели срочно народ собрать у радиоточки. В двенадцать будет важное правительственное сообщение.

Зина: – А о чём, тёть Лиза?

Елизавета Николаевна пожала плечами: – Неведомо. Да только строго-настрого велено всю деревню собрать, кто сможет. Я даже Яшку за бригадой косарей услала – Григорий Павлович велел и их подтянуть. Так что, девчата, стойте пока тут, до двенадцати всего-ничего осталось…. – И с этими словами она ушла.

Зина: – Что-то серьезное… Опять, наверное, что-то на севере. Помните, как «Челюскин» утонул? Или ледокол какой-нибудь льдами затёрло, али с полярниками что….

Тоня покачала головой: – Нет, вряд ли. Тогда просто по радио было, обычные новости. А тут…. Важное правительственное сообщение. Специальное. Тут не в ледоколе дело… Может, немцы в Англию переправились? Они уже год на берегу Ла-Манша топчутся….

Зина: – Вряд ли. Не стали бы наши по этому поводу народ по всей стране к репродукторам собирать…


В это время к крыльцу сельсовета начинают подтягиваться люди – по одному, по двое. Здороваются друг с другом, переговариваются вполголоса, настороженно ждут того самого важного правительственного сообщения, о котором им рассказала секретарь сельсовета.


С этой книгой читают
Одиссей отошёл от оперативной работы и работает над книгой о Словацком национальном восстании. Для более детального изучения предмета он едет в Банска-Бистрицу, в музей этого восстания. Там его настигает приказ руководства связаться с венгерским другом его генерала, от которого поступило довольно странное известие. Выясняется, что некие политики из венгерского праворадикального лагеря по указанию своих «кураторов» спланировали отторгнуть от Слова
Весна сорок пятого года. Красная армия в Германии, у стен Берлина. Пал Будапешт и Вена, англосаксонские союзники СССР перешли Рейн. Тысячелетний Рейх – на краю пропасти, и его нога для последнего шага уже занесена. Но группа Савушкина вновь отправляется на задание, где она вновь окажется на грани жизни и смерти – такова их профессия. При это разведчики Савушкина – лишь малая часть той колоссальной сети, которую в последние дни войны раскинул по ц
Этот роман открывает собой серию книг об Управлении Н – подразделении Службы внешней разведки, которого никогда не существовало в природе, и об одном из наиболее успешных его агентов с оперативным псевдонимом Одиссей – который тоже всего лишь плод воображения автора этих книг. Все пять романов «Неоконченных хроник Третьей мировой» – сугубый и исключительный вымысел, полёт фантазии автора – хоть и вплетённый в ткань реальных событий. Ничего этого
В этой книге я не стану подвергать сомнению приговор Нюрнбергского трибунала. Я хочу написать о другом – как мне кажется, не менее важном аспекте.Статья шестая Устава трибунала гласит: «Следующие действия или любые из них являются преступлениями, подлежащими юрисдикции Трибунала и влекущими за собой индивидуальную ответственность:a) преступления против мира, а именно: планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны или войны
Маленький мечтатель по имени Макс решает нарисовать для Деда Мороза новогоднюю открытку.И вот, в канун Нового года, происходит чудо: Дед Мороз получает его открытку и, восхитившись талантом мальчика, решает подарить ему особенный подарок…Эта трогательная история о силе детской фантазии и волшебстве Нового года обязательно подарит радость маленьким читателям.
Готовимся к зиме и Новому году вместе с Мирой, Гошей и Бейби.Новый год – главный праздник, которого с нетерпением ждут дети и взрослые. В предвкушении чуда они оформляют подарки, придумывают сюрпризы и украшают дом, чтобы затем окунуться в атмосферу волшебной сказки.Вместе с Мирой, Гошей и маленькой Бейби подготовьтесь к зимнему празднику и создайте новогоднее настроение. Повесьте на елку гирлянды и конфеты, напишите письмо Деду Морозу, заверните
Короткие и интересные истории о приключениях девочки Конни отлично подойдут для для летнего чтения ребятам младших классов. Ведь ситуации, в которые попадают герои книг, и то, что они думают и чувствуют, так хорошо знакомы девчонкам и мальчишкам по всему миру.После победы в конкурсе класс Конни проведёт целую ночь в музее! Конни и Билли в восторге: ходить по тёмным залам мимо экспонатов с фонариком в руке, ночевать в пещере доисторического челове
Как однажды прогулка на лыжах открыла для мальчика Вити и его семьи путь в прыжки на лыжах с трамплина.
Первые экземпляры куклы Барби были выпущены в Соединенных Штатах Америки, и вскоре они распространились и по всему миру. А спустя несколько лет у куклы Барби появились свои подруги, родственники и друзья, а также много новых профессий. В этой книге собрана большая коллекция различных фотообразов куклы Барби и её друзей, знакомство с которыми вызовет у вашего ребёнка множество приятных и восторженных эмоций.
Новый сборник фа-текстов Елены Коро. Миры моего сердца звучат в тональности фа-поэзии, моя точка отсчета – перекресток богов, или хоротоп теменосов, сакральных мест хоры. Полифония моей поэзии – перекресток миров, изначальный нуль, из которого в лингвоформате «фа» мелодиками циклов звучат миры в себе, объединяясь в единый миф.
Дороже него для меня нет никого на свете, но я даже примерно не представляю, как он выглядит. Люблю его голос, хотя никогда его не слышала. Его ласки самые желанные, и я отдала бы все на свете, чтобы узнать, как это – быть рядом с ним. Он существует, или это только моя фантазия? И кто для него я: такой же вымысел или женщина, которую на самом деле можно полюбить?
Три километра гоночной трассы – именно столько нужно, чтобы превратить гонки в безумие, любой ценой не позволив ЕМУ победить. Иначе я лишусь всего: возможности гонять, мастерской, а жизнь отца и вовсе превратится в настоящий ад. Нельзя этого допустить! Но что будет, если ОН узнает, что я и есть его соперник? Девочка, которая побеждает на трассе, превращает гонку в настоящее зрелище, но всё равно остаётся в проигрыше.