Екатерина Смолева - Золотой идол Хархана

Золотой идол Хархана
Название: Золотой идол Хархана
Автор:
Жанры: Короткие любовные романы | Сказки
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2019
О чем книга "Золотой идол Хархана"

Времена меняются, человеческая природа – нет. Воинская доблесть и произвол царей, коварство и хитрость, любовь и предательство – и все это глазами… сусликов, которые живут под ногами людей, мечтающими оставить след в вечности. Ты их не видишь? А они есть. Они все запомнят и все расскажут внукам.

Бесплатно читать онлайн Золотой идол Хархана


Глава 1.


Весна, как всегда на Байкале, пришла тихо-тихо, ночью, когда никто не слышал ее осторожных шагов. Еще вчера кусали и рвали с земли снежное одеяло колючие ветра Сагаалгана, как вдруг утром пригрело солнышко, сморщился и потемнел снежный покров. Радостно затараторили поползни и синицы. Нежась под солнышком, раскрыли мохнатые сиреневые чашечки цветки сон-травы. Кап-кап-кап! – застучали, срываясь с сосновых лапок, прозрачные капельки воды. Одна из них, самая смелая, упав на землю, не разбилась, а схватила за руку подружку и потекла ручейком все дальше, дальше, вниз, под горку, в ямку!..


А в ямке – на самом деле это была норка – спал суслик Доржо. Всю зиму он, свернувшись клубочком под боком у своего дедушки, смотрел сны о теплом солнышке и так засмотрелся, что едва не проспал весну. Но храбрая капелька шлепнулась с потолка ему прямо на нос.


-А-а-пчхи! – сказал Доржо и проснулся.


Он понюхал воздух и понял, что происходит что-то замечательное. Настолько замечательное, что оставаться в норке больше не было никакой возможности! И, не трогая мирно храпящего дедушку, Доржо подтянулся и выглянул наружу.


Песня суслика


Словно платье степь надела,

Очень стало хорошо!

Значит, будет нынче дело

И для суслика Доржо!


Я найду в траве саранку,

Слаще сахара она.

Я проснулся спозаранку,

А вокруг уже весна!


Доржо выкатился из норки кубарем и немного покувыркался, выбивая из шубки пыль и разминая затекшие за зиму лапки. А вокруг уже вовсю цвели подснежники, почти такие же синие, как небо.


– Нарву-ка я букет, – решил Доржо. – Дедушка проснется – вот обрадуется!


И он побежал к полянке на берегу. Стебли у цветов были толстенькие, мохнатые и очень крепкие! Так что он даже успел устать, когда заметил под одним из кустиков сон-травы что-то блестящее. Вот чудеса! Это была странная загогулинка из ярко-желтого металла, то ли цветок, то ли звездочка, да еще и с крючочком сверху. Что же это может быть? Суслик раньше никогда такого не видел. И Доржо поскакал обратно в норку.


Дедушка уже проснулся и сидел на пороге, тревожно поглядывая в сторону моря. Он понял, что внук побежал встречать весну, но начинал беспокоиться. И тут появился запыхавшийся Доржо с букетом и новостями.


– Деда, погляди-ка, – закричал он еще издали. – Я нашел такую странную штуковину! Это, наверное, кусочек солнца – смотри, как блестит!


– Нет, внучек, – засмеялся старый суслик. – Это, конечно, не солнце… Но вещь интересная. Человеческие женщины носят такие в ушах. Они думают, что так будут красивее…


– Да ты что? – ахнул Доржо. – Такие уродины?! И им помогает?!.


– По-моему, не очень… Но эта к тому же еще и старинная. Я думаю, она лежит тут с тех пор, как люди затеяли строить золотого идола… Тогда из всех селений Бескрайней степи несли люди золото в стан хана Хархана. Долгая это история…


– Деда, расскажи!..


– Рассказать? Ну, слушай…


****


Давно это было. Первый суслик был тогда малышом-несмышленышем, который только начал высовывать нос из норы, а солнце на небе висело так низко, что по вечерам, опускаясь спать на тот берег Байкала, иногда подпаливало вершины сосен. Для нас, сусликов, время течет незаметно… А люди отмеряют века правителями. Так вот, в те годы правил Бескрайней Степью Великий Хан Хархан. Тысячи и тысячи воинов служили в его армии. Больше, чем травинок в степи, было скота в его стадах. Сундуки в его казне ломились от золота – вот этого желтого металла, что ты нашел. Люди его ценят дороже жизни…


Сильный это был человек и могучий воин. Не один десяток лет сидел он на троне и земель завоевал немало. Целые рода платили ему дань! Велика была его слава в Бескрайней степи… Но слава земная – дым костра, без следа тающий в небе. Все чаще думал хан Хархан, что будет, когда он отправится в земли предков…


Глава 2.


С вечера Хархану нездоровилось. Ломило поясницу, ныли колени. Так всегда бывало перед дождем. Но небо было бледно-голубым, мутным, как будто подернутым дымкой пыли, и влагой в воздухе даже не пахло.


«Как давно я не ходил под дождем с непокрытой головой», – подумал хан. «С тех пор, как стал ханом», – услужливо подсказала ему память. Все и всегда старались ему услужить. Безропотно отдавали ему лучших овец и коней, безропотно шли войной брат на брата по одному его приказанию. Лучшие красавицы степи, черноокие и чернокосые, как кроткие лани, склоняли перед ним головы, трепеща. Проси, что хочешь, великий Хан! Все исполнится тот же миг, да продлятся дни твои на земле.


А дней оставалось все меньше. Каждый новый восход отнимал у него частичку жизни, ничего не обещая взамен: все на свете попробовал хан Хархан, все испытал. Блеск золота пресытил его, кровь врагов утолила жажду славы, покорность красавиц наскучила. Чего желать еще, он не знал.


Рано утром вышел Хархан из дома, одним резким жестом приказав слугам не следовать за ним.


– Вот этот камень лежал здесь, когда я был мальчишкой, – думал он, присев на валун у коновязи перед дворцом. – Я играл перед ним в бабки косточками из ног черного жеребенка. И так же играл в бабки мой отец, и дед мой, и дед его деда… Воины умирают. Только камни остаются лежать там, где были, и тлен не властен над ними. А я уйду к отцу моему и деду, и кто вспомнит меня, мальчика, играющего в бабки? Смелого воина? Грозного хана? Лишь этот камень. Но кому он сможет обо мне поведать? Безмолвие и забвение – вот и мой удел…


– Великий Хан изволил предаться раздумьям?..


Хархан поднял голову.


– Кто здесь? Это ты, Сундалат… Вовремя ты пришел сюда, советник. Вели собраться мудрецам. Скажи им: Великий Хан Хархан знает, что дни его на земле сочтены. Даю им сроку три ночи: пусть придумают, как сделать так, чтоб дни славы его на земле были бессчетны.


***


– Деда, а что такое слава? – Доржо потер лапкой нос, отгоняя нахальную бабочку. Заслушавшись деда, он сидел так неподвижно, что летучая приняла его за древесный сучок.


– Слава? Ну, это когда все тебя знают, все тебя боятся, и детям рассказывают, какой ты великий суслик…


– А зачем?..


– Чтоб и они тоже боялись, и своих детей учили…


– А зачем?


– Затем! Неугомонный ты! Это людские дела. У них так принято: кого боятся, тот и молодец. На вот, съешь саранку. Сладкая. Будешь дальше-то слушать?


– Буду, деда!


– Ну слушай…


***


Глава 3


Недалеко от ставки хана Хархана, в селении на самом берегу моря, жила девушка по имени Жаргалма. Это имя значит – «счастье», но саму ее вряд ли можно было назвать счастливицей: она родилась дочерью простого рыбака и больше знала в жизни труда и лишений, чем безоблачной радости. Но черные глаза ее редко показывали людям слезы: где бы ни появлялась Жаргалма, слышались песни и смех. Любая работа спорилась в ее сноровистых маленьких руках: она умела и сварить крепкую архи, и приготовить нежный саламат, и сочное мясо. Умела прясть и шить шелковые халаты. Умела выделывать шкуры и кожи так, что на ощупь они были мягче этого шелка. Правда, сама она носила простую одежду, не расшитую ни жемчугом, ни кораллами. Но ярче драгоценных каменьев светилось красотой ее милое, всегда приветливое лицо.


С этой книгой читают
В один момент мир Белки покатился ко всем чертям. Муж завел роман, лучшая подруга предала, работа висит на волоске, мать, как это обычно бывает, вместо поддержки и понимания только выносит мозг. Даже любимую собачку у нее отняли. И только незнакомый собеседник, от которого Белка каждый вечер получает сообщения в вайбере, дает ей силы жить и надежду на лучшее…Фоновое изображение для обложки сгенерировано с помощью нейросети Midjourney и доработано
Знакомых с детства сказочных персонажей мы помним наизусть и давно разобрались, кто из них плохой, кто хороший. Вот наивная и трогательная героиня, жертвующая всем ради любви. А вот коварная бессердечная разлучница, избалованная королевская дочь, ни в чем не знавшая отказа и живущая только своими прихотями и капризами. Но так ли все было на самом деле? Часто ли принцессы выходят замуж по своей воле?.. Может ли у немого заморыша быть шанс стать же
Молоко жило под кустом снежноягодника в запущенном дворе на окраине. По утрам его подливала в миску старушка, кормившая окрестных котов. И Молоко скучало, когда коты убегали. Лежа на спинке, оно глядело в небо и мечтало, как хорошо было бы тоже стать котом – выбраться из плошки, побегать и разведать, что же там, за кустами. Оно мечтало, мечтало и потихонечку засыпало в одиночестве. А назавтра возвращалась старушка, и все повторялось вновь… Но вот
Сергей, недавно окончившийся институт, полгода ездит на одной и той же ветке в одно и то же время в одном и том же вагоне и смотрит на одну и ту же девушку. Но не встаёт и не подходит – слишком много страхов и сомнений внутри.Вагоны Московского метрополитена – те ещё романтики. Они любят помогать соединять сердца. Но вагон по прозвищу Бормотун, в котором ездит Сергей, не успевает помочь – девушка заходит не одна.
Этот рассказ посвящается самому дорогому человеку в моей жизни, ушедшему навсегда.Юре СтрельцовуОсновано на реальных событиях.
Не известно, что ждет нас за поворотом и что готовит нам судьба. Главное не сдаваться! Любовь победит всегда!!!Содержит нецензурную брань.
Спускаешься ты в метро первый раз или каждый день добираешься в точку Б на подземном транспорте, ты всегда становишься участником короткого фильма. У него всегда разный жанр, настроение, а в финале ты сам решаешь – изменит поездка твою жизнь или всё останется как прежде?
…И молния в джинсовой ткани летит архисказочно вниз… «Аметистовые Грозы» – сборник любовной и философской лирики, преимущественно 2015 года написания. Книга-мечтание, книга-посвящение, книга-подарок. Несмотря на то, что автор фреГАчит по меГАмиру подчёркнуто определённым и парадоксально хаотическим курсом, некоторые произведения могут заинтересовать и стороннего читателя – если тот понимает любовь как счастье без хомута, а творчество как доступ к
«Засека. Нелишний километр» – продолжение авторской темы-2015, дополнительные зарубки о «перечастности» к дымящему, верящему в гаджеты биологическому виду. На планете Земля разлеглась мадам-систетутка, да так, что перешагнуть через неё непросто. Любое касание входит в прайс коммерческих услуг… Поэт из Халтаксании нелишний раз предлагает читателю посмотреть с шаткого настоящего на пока ещё различимое будущее, сопоставить жизненное значение пристав
Герой повествования работает дедом Морозом на главной Новогодней елке страны. Внешне он оказывается очень похож на Второе лицо в государстве и которое предлагает ему контракт, стать на время отпуска своим двойником. Герой, испытывая материальные трудности, соглашается. Его быстро обучают первичным навыкам, приставляют помощника, и он погружается в водоворот политической жизни, замешанной на финансовых и карьерных интересах правящих элит. И не смо
Руслан очнулся в больнице. Он долго был без сознания. Первое, что он узнаёт, все его близкие, отец, мать, жена, мертвы. Они погибли в пожаре, в котором пострадал и сам Руслан. Пока, он был без сознания, похороны устроили друзья Руслана. Девушка по имени Катя и лучший друг, который приехал из длительной командировки. Руслан хочет, чтобы в гибели его близких разобрались, но в полиции, говорят, что смерть, просто несчастный случай, даже не смотря на