Волнующие звуки шотландской волынки, чарующие мелодии ирландской арфы, затейливые валлийские танцы и звучащие как древние магические заклинания песни бретонцев – все это культура кельтских народов, которых сейчас осталось не так много в Европе. А ведь когда-то, еще в первые века нашей эры, кельты (которых римляне называли галлами) заселяли огромные пространства от территории современных Франции, Англии, Австрии, Швейцарии, Северной Италии и Испании до островов Северного моря.
Многочисленные кельтские племена не создали единого государства, постоянно враждовали между собой и воевали с соседями, особенно с заносчивыми римлянами, но, тем не менее, было нечто, объединявшее этот великий когда-то народ в единую культуру. Это – древняя религия кельтов, почитание священных деревьев и каста жрецов-друидов, которые во многом управляли жизнью народов, говоривших на кельтских языках и наречиях. Среди них были священнослужители, летописцы и врачеватели, и все они являлись советниками и наставниками древних королей.
Римские императоры, подчинившие себе большую часть кельтских племен в континентальной Европе, а также Англию, запрещали друидические действа, опасаясь неких тайных знаний, которые давали друидам власть над людьми. В своих трудах римские историки писали о том, что своей магией друиды могут творить такие чудеса, которые неподвластны жрецам других народов.
К сожалению, о друидах мы знаем по большей части из римских источников, в том числе из описания галльских войн, а также из сочинений более позднего периода. До последнего времени не было найдено ни одного материального подтверждения существования этой закрытой касты. Что неудивительно, если знать, как эти маги, прорицатели и священники охраняли свои знания. Хотя не так давно была найдена одна могила, в которой хорошо сохранились предметы, по всей видимости, относящиеся к ритуальным практикам кельтов, а значит, скорее всего в могиле покоится жрец. Ученые возликовали – наконец-то обнаружено хоть какое-то доказательство того, что все истории о таинственных друидах не являются выдумкой древних «фантастов»! Ведь долгое время в ученом мире очень многие считали, что именно так и нужно рассматривать древних кельтских жрецов – как сказку. Собственно, если вспомнить появления друидов в книгах и фильмах, чаще всего это сказочные герои: Мерлин – в рассказах о короле Артуре или друид – из забавной комедии об Астериксе и Обеликсе.
Что уж говорить, если даже установить происхождение самого слова «друид» оказывается очень непростым делом. В классических римских текстах название «друид» встречается только во множественном числе – «druidae» и «druides» – в латинском. В древнеирландском есть слово «drui», но это единственное число, а «druid» – форма множественного числа этого слова. То есть, получается, что сейчас мы по каким-то причинам, связанным, скорее всего с ошибками поздних переписчиков манускриптов, используем множественное число как единственное. Что, правда, не такая уж редкость в случаях с древними словами.
Откуда произошло название жрецов? Плиний считал, что оно связано с греческим наименованием дуба – «drus». Второй же слог слова относят к индоевропейскому корню «wid», значащему «знать». Что неудивительно, если учитывать, что главные святилища друидов располагались чаще всего в дубовых рощах Европы. То есть, можно сказать, что друиды – это знатоки деревьев, а это недалеко от истины. Деревья занимали в кельтской культуре очень важное место.
Но давайте вернемся от вопросов языкознания к самим друидам. Стать жрецом было очень нелегко. Посвященные выбирали себе учеников, основываясь не только на их человеческих качествах, но и на знамениях, которые сопровождали их судьбу. Воистину мудрым мог стать только человек с благородной душой, не способный использовать знания для своей личной власти. Во избежание искажения получаемых знаний, записывать их было строго запрещено. Вот почему примерно в X–XI вв. друиды, растворившись в новой, христианской европейской цивилизации, унесли с собой и свою мудрость, и свою магию.
Френсис Бэкон писал: «Знать – значит мочь». Что же могли друиды? Судя по свидетельствам их современников, могли они очень многое, в том числе одним своим присутствием или несколькими словами усмирить разъяренных и вооруженных людей, готовых ринуться в битву.
Греческий историк I в. до н. э. Диодор Сицилийский писал: «Часто они выходят между войсками, выстроившимися в боевом порядке, грозящими мечами, ощетинившимися копьями, и умиряют их, как будто укрощая каких-то диких зверей».
Считалось, что друиды умели предсказывать будущее по знакам и предзнаменованиям. Цицерон, например, писал, что галатский король-друид Дейотар понимал знаки, подаваемые птицами. В легендах часто говорится о чудесном даре друидов по известным только им предзнаменованиям определять исход сражений и видеть будущее сквозь пелену времени.
Есть свидетельства (которые, конечно, могут быть вымыслом, но могут и не быть) о потрясающей власти друидов над стихиями: землей, водой, воздухом, огнем. В преданиях говорится о том, что друиды могли общаться с душами деревьев и сотрудничать с эльфами и гномами. Они могли остановить землетрясение и вызвать бурю.
Среди друидов были врачи и целители. Они знали тонкие свойства лекарственных растений, умели лечить музыкой, словом, прикосновением и даже просто присутствием. Опять же обратимся к Плинию, который писал: «Они называли омелу именем, означающим „тот, что все исцеляет”… Они верят, что омела, если сделать из нее напиток, исцеляет скот от бесплодия и служит средством против всех ядов». Olliach, «все исцеляющий», – так называют омелу валлийцы, кельтский народ, сохранивший свой язык и культуру несмотря на соседство с более сильной страной, Англией.
Друиды верили в целебные свойства сна, знали множество целительных заклинаний и при этом, как свидетельствует миф о боге Нуаду, использовали хирургию. Одна из ирландских легенд гласит: «Этот человек обладает силой и мудростью целителя, искусством заживления ран, умением побеждать смерть и преодолевать любое недомогание… Он распознавал недуг человека по одному дыму, выходящему из его дома, или по одним лишь его выдохам».