Роль политики и политиков в жизни общества и государства всегда была чрезвычайно высока. От воли власть предержащих зависело направление развития страны, вопросы войны и мира, процветание или нищета граждан. В современных демократических странах отдельно взятый политик, даже если он занимает высший государственный пост, уже не является единоличным вершителем судеб миллионов жителей своей страны. Благодаря существующей системе разделения властей решения государственного масштаба обычно являются выражением воли значительной части населения или, по крайней мере, не противоречат ее интересам. Расплатой за непопулярные решения обычно становится поражение на выборах и приход к власти политических сил, заслуживших большее доверие среди избирателей.
Однако сегодня есть достаточно стран, в которых практически вся полнота власти заключена в одних руках. В этой связи можно вспомнить Кубу, где во главе страны уже на протяжении четырех десятков лет находится Фидель Кастро; Северную Корею, которой последние полвека руководили отец и сын, Ким Ир Сен и Ким Чен Ир; а также бывшую советскую республику Туркменистан, возглавляемую Сапармуратом Ниязовым.
С другой стороны, наличие в руках политика неограниченных полномочий еще не гарантирует ему успеха; ведь необходимо ими распорядиться с умом и пользой для страны. Часто гений того или иного политика не бывает по достоинству оценен его современниками, и признание его заслуг перед народом и государством происходит уже после смерти. При этом последующие поколения, в отличие от современников, могут легко позволить себе отбросить из деятельности своего правителя те или иные негативные факты, чрезмерно возвеличив и возведя в разряд легендарных его достижения или же приписав ему новые заслуги. Случается и наоборот, когда вся без исключения деятельность государственного лидера покрывается черными красками.
Исходя из последнего соображения, в список героев нашей книги не были включены действующие политики. Исключение может составить лишь Генри Киссинджер, который, несмотря на преклонные годы, еще оказывает определенное влияние на общественную и политическую жизнь США. Остальные же политики, названные нами гениями своего дела, давно перешли в мир иной, и мы можем по достоинству оценить их свершения в управлении государством и искусстве политической борьбы.
Кратко представим героев нашей книги. Безусловно, выбор всего лишь десяти политиков является весьма субъективным. Читатель может с полным основанием предложить свой, гораздо более длинный список блестящих политических деятелей, оказавших огромное влияние на историю своей страны, да и всего человечества.
Героями нашего сборника были выбраны политики, возглавлявшие свои страны в переломные моменты истории (к ним можно отнести Шарля де Голля, Уинстона Черчилля, Авраама Линкольна, Мао Цзэдуна) либо же вошедшие в историю благодаря долгому пребыванию у власти, сопровождавшемуся большим количеством интересных исторических событий (сюда, кроме некоторых из уже названных выше, можно отнести кардинала Ришелье). Последний, вместе с Папой Римским Иоанном Павлом II, представляют в нашем сборнике политиков, тесно связанных с деятельностью церкви. И это не случайно, ведь на протяжении практически всей истории человечества церковь оказывала значительное влияние на жизнь целых государств и народов. Также значительную часть книги занимает повествование о дипломатах, людях, которые, не являясь главами своих государств, защищали их интересы на международной арене. Статьи о Бенджамине Франклине, Шарле-Морисе Талейране и Генри Киссинджере дают представление о различных, порой весьма неприглядных, аспектах дипломатической деятельности.
Отдельно следует сказать о представителях стран бывшего Советского Союза. Безусловно, едва ли не каждый советский, да и пост-советский лидер мог бы претендовать на место среди гениев политики. Однако оценки деятельности этих людей нашими современниками зачастую расходятся диаметрально. Поэтому, чтобы не обострять лишний раз политические и иные противоречия, мы решили включить в сборник статью о Ярославе Мудром, фигуре нейтральной по отношению к событиям последнего времени, но в то же время оказавшей значительное влияние на историю.
Великий князь киевский. Князь ростовский в 987—1010 гг. Новгородский в 1010–1036 гг. Великий князь киевский в 1016–1018, 1019–1054 гг. Существенно расширил границы Киевского государства. Ввел свод законов «Русская правда».
Ярослав Мудрый, правление которого пришлось на первую половину IX века, продолжил политику своего отца, Владимира Великого, крестившего Русь. Ярославу удалось расширить роль христианства на подвластных ему территориях. Также он вошел в историю как просветитель и создатель первого в истории Киевских земель сборника законов, известного под названием «Русская правда».
С юного возраста Ярослав сильно хромал, что в какой-то степени предопределило его относительно мирное правление, ведь хромому было бы куда тяжелее переносить многочисленные военные походы. Увечье князя было связано с врожденным вывихом правого тазобедренного сустава и отягощено тяжелой травмой правого колена, полученной в одной из битв. (В летописи сказано: «Он был хромоног, но ум у него был добрый и на рати был храбр».) Скорее всего, именно судьба Ярослава послужила основой для народной сказки об Илье Муромце, который «сидел сиднем» 33 года. У Ярослава паралич ног прошел в 988 году, после сильного нервного потрясения. В скандинавских сагах Ярослав известен под именем Ярислейфа Скупого. А настоящее, христианское, имя князя – Георгий (в некоторых переводах – Юрий).
Прозвище «Мудрый» закрепилось за великим князем Ярославом в официальной русской историографии лишь во второй половине XIX века. Историки отмечают, что в отличие от практически всех современных ему правителей, укреплявших мощь страны с помощью силы оружия, Ярослав значительную часть своих усилий прикладывал к развитию науки и просвещению населения.
О детстве нашего героя известно довольно мало. Из-за расхождений и неточностей в летописях историки не пришли к единому мнению даже о годе его появления на свет. У отца Ярослава Мудрого Владимира от первой жены Рогнеды было четыре сына (Изяслав, Мстислав, Ярослав и Всеволод) и две дочери. После того как Владимир расправился со своим братом Ярополком, он взял себе в жены его супругу, которая была уже беременна и вскоре родила Святополка. Кроме него, у Владимира было еще восемь сыновей (Вышеслав, Святослав, Мстислав, Станислав, Позвизд и Судислав, а также Борис и Глеб, рожденные от супруги из Византии).