Предисловие: мысли тоже нуждаются в Фитнесе
Пока человек растет, он каждый день слышит какие-то слова, а точнее вербальные и невербальные установки – от родителей, воспитательниц, учителей и многих других неизбежных в нашей жизни лиц. День за днем, неделя за неделей, месяц за месяцем, год за годом нам твердят одно и тоже. Хорошо, когда твердят хорошее. Но гораздо чаще – плохое. «Откуда у тебя руки растут!» «Как тебе не стыдно!» «Ну что ты за человек!» «Докатился!» «У тебя ничего не получится». «Не умеешь, не берись».
Мозг записывает эти установки. Они становятся частью нас, а мы – частью их. Мы превращаемся в то, что мы видели и слышали изо дня в день. Редкий человек может отделить себя от установок, слышанных им в детстве и юности. Они – способ нашего мышления. Именно это мышление и делает нас теми, кто мы есть. Оно порождает все наши жизненные беды и радости. Как гласит китайская пословица: «Будьте внимательны к своим мыслям – они становятся вашей судьбой».
Нам в детстве говорили: «Что ты бездельничаешь?», пока мы просто сидели и отдыхали. Теперь нам не по себе, когда мы сидим без дела. Нам хочется каждую секунду быть чем-то занятым. И мы становимся трудоголиками. Нам детстве говорили: «Не умеешь, не берись». Теперь каждое начинание кажется нам экзаменом. Мы боимся пробовать все новое.
В детстве взрослые обо всем судили в черно-белых тонах: ты либо ангел, либо сатана; жизнь либо прекрасна, либо ужасна; или все, или ничего. Теперь и мы живем в мире, где отсутствуют полутона. Если у нас в жизни не все идеально, мы думаем, что все плохо. Обо всем, что происходит вокруг, мы скажем «плохо», потому что идеального вообще не бывает.
В детстве нас не замечали – игнорировали наши чувства, как будто их нет, или они неважны. Теперь во взрослом возрасте мы не понимаем, что мы чувствуем. Мы не обращаем внимания на свои чувства. Мы не можем даже дать название тому, что мы чувствуем. И чувства просто скапливаются в нас как в гнилом болоте, а потом перерастают в разного рода зависимости и неврозы.
Взрослые вокруг нас постоянно пребывали в депрессии или в панике и качали головами при любой ситуации, говоря, что выхода нет. Теперь мы страдаем «катастрофизацией», воображая в любой ситуации самый плохой исход. В детстве нас постоянно стыдили – теперь мы то и дело сомневаемся в себе, и все время оглядываемся на других, как бы нас в чем-нибудь не обвинили.
Услышать в себе эти «голоса» не так уж трудно. Они критикуют, паникуют, пугают, стыдят, обвиняют, унижают, игнорируют и вводят в депрессию. Прислушайтесь к себе. Они лучше всего слышны, когда вы проголодались, устали, не выспались или чем-то расстроены. Когда я замечаю в себе эти голоса, я понимаю, что они мешают мне жить.
Я хочу их изменить, но это не так-то просто. Если не быть внимательным к себе, все равно скатишься к своему состоянию «по умолчанию». Единожды нарезанные в мозге нейронные дорожки очень стойкие. При отсутствии внимания к себе мысль постоянно скатывается в уже нарезанные дорожки. И выдернуть ее оттуда – большой труд.
Но это возможно. Доказано, что мозг пластичен всю жизнь. Можно активно нарезать ДРУГИЕ нейронные дорожки – каждый день. Как? Через новые установки. Это требует времени и внимания. Но оно того стоит. Старые дорожки нарезались годами. Они глубокие. Новые тоже должны нарезаться годами. Они пока неглубокие. Но становятся глубже каждый день. Результаты не заставят себя ждать. Поделюсь своим опытом.
Для себя я нашел способ нарезать новые дорожки, который мне очень помогает. Это журнал мыслей. Я записываю свои мысли в блоге, а некоторые, особо ценные и емкие, еще и в отдельном файле. Когда моя мысль скатывается на старые дорожки – то есть когда вдруг я ощущаю страх, беспокойство, прилив уныния или сомнения в себе – я возвращаюсь к этим записям. И происходит чудо.
Мысль возвращается на новые дорожки. Всходит внутреннее солнце. Я – другой. В этой книге 100 страниц моих новых нейронных дорожек. Вы обнаружите, что я все время «пою одну и ту же песню». Как говорится, у кого чего болит, тот о том и говорит. Три основные темы этих кратких медитаций – покой, люди и Бог.
Это мои новые нейронные пути, по которым течет моя новая мысль. Если вы, как я, не умеете расслабляться и отдыхать, то, возможно, эти мысли нарежут новые дорожки и в вашем мозгу. Определить результативность этого эксперимента довольно просто. После прочтения 100 страниц позитива оцените, стало ли вам легче выдергивать свою мысль из старых дорожек, когда она туда скатывается. Если стало, то все в порядке!
И еще: все наши «естественные» мысли нарезались в нас годами, многократным повторением каждый день. Новые мысли нарезаются так же. Годами. Если вы обнаружили какую-то мысль, которая выдергивает вас из застарелых мысленных шаблонов, запишите ее. А потом регулярно перечитывайте. Вот несколько «ощутимых результатов» такой практики:
1) Душевный покой становится правилом, а не исключением.
2) Уходит психосоматика, связанная с беспокойством.
3) Мысль проясняется.
4) Утихает «поток мыслей», которые постоянно звучат в голове фоновым режимом.
Время от времени кто-то просит меня написать о себе. Мол, кто ты, откуда и куда. Все не мог собраться с мыслями. Вопрос непростой. Кто ты, откуда и куда – сразу как-то не ответишь. Но начну с простого. Меня зовут Евгений Терёхин. Женат, трое детей, переводчик. Пишу, читаю, общаюсь. Но вот кто я – это совсем про другое. Мало кто знает, кто он, и каково его настоящее имя. Не то имя, которым вас назвала мама, а то имя, которым нас назвал Бог.
Это имя нельзя узнать сразу, оно открывается, постепенно. Чаще всего вся наша жизнь – это раскрытие нашего подлинного имени. Оно есть у всех. Бог каждого назвал по имени. Как некогда Иакова: «Я избрал тебя, назвал тебя по имени, ты – Мой». Пожалуй, одно из самых странных свойств этого имени – то, что оно, чаще всего, приходит в надломленности. В «Гарри Поттере» есть эта интуиция: Гарри получает в детстве шрам от того, кто желает ему смерти, но именно этот шрам и становится дверью, ведущей к раскрытию его подлинного имени (Избранный, тот, кто может уничтожить Зло в себе).
У каждого из нас есть свой шрам. И в моей жизни было немало горестей и тревог, связанных с неблагополучным детством и прочими бедами, и эти печали со временем скопились во мне в острое чувство оставленности, брошенности. Мне слишком часто в жизни приходилось много на себя брать, потому что вокруг просто никого не было и положиться было не на кого. Шрам этот остался на всю жизнь. Но, как ни странно, с ним пришел нежданный подарок, «сокровище, сокрытое во тьме» (Ис. 45:3). Оборотная сторона чувства оставленности – обостренное чувство Присутствия.