Аркаим – уральский «Дедушка Трои»
На нашей планете есть несколько уникальных и загадочных сооружений, ставящих в тупик современную науку: египетские пирамиды, Стоунхендж в Англии, Каллениш в Шотландии, Зорац-Кар в Армении и, конечно, уже ставший знаменитостью и обросший легендами южноуральский Аркаим. Для чего и каким образом наши предки построили эти удивительные сооружения? Для чего этот чудо-город, город-храм и одновременно крупнейшая и совершеннейшая обсерватория, нужен был примитивным, полудиким, как принято считать, людям, жившим без малого пять тысяч лет назад в уральских степях? Может быть, считая себя цивилизованными, мы не очень объективно оцениваем давнее прошлое человечества? Вдруг наши предки были не примитивнее нас, а просто жили иначе, по неведомым нам законам?
И, возможно, прав астроархеолог К. К. Быструшкин, который сказал, что «Аркаим сложнее нас, и если мы хотим его понять, то должны суметь подняться к его вершинам…»
XX век богат археологическими открытиями, недаром его называют золотым веком археологии. Однако среди многочисленных открытий только единицы можно причислить к событиям, дающим принципиально новые знания по истории человечества. Именно к таким принадлежит открытие в 1987 г. редчайшего археологического чуда – комплекса Аркаим (от тюрк. «хребет», «спина»). Это значительное событие тем более приятно, что произошло оно не в какой-нибудь экзотической стране Ближнего Востока или в полной загадок Африке, а совсем рядом (в планетарном масштабе) с нами – на Южном Урале. Именно там, в Челябинской области, находится удивительная «Страна городов» – остаток одной из древнейших цивилизаций человечества: оригинальные, ни на что не похожие строения, сложные оборонительные конструкции, плавильные печи, ремесленные мастерские, четкая система коммуникаций… «Страной городов» назвали группу укрепленных поселений в степном районе Южного Урала, где в XVIII – XVII вв. до н.э. сложилась яркая цивилизация бронзового века, современница пирамид Среднего царства Египта и знаменитой крито-микенской культуры. Теперь уже признано: здесь прародина древних ариев, которую ученые так долго искали на обширной территории от придунайских степей до Прииртышья; здесь на грани III – II тысячелетий до н.э. произошло разделение ариев на две ветви – индоиранскую и иранскую. «Страна городов» протянулась вдоль восточных склонов Урала с севера на юг почти на 400 км. Сегодня на ее территории известно более двух десятков укрепленных центров и сотни мелких неукрепленных поселений.
Аркаим – самый уникальный по своей сохранности и наиболее изученный культурный комплекс из «Страны городов». Сегодня это природно-ландшафтный и историко-археологический музей-заповедник (в статусе филиала Ильменского заповедника) общей площадью 20000 м>2. На более чем 8000 м>2 его территории проводились археологические исследования. В раскопках Аркаима не нашли драгоценностей, шедевров древнего искусства, неизвестной письменности, атомного реактора или космического корабля. Только черепки битой керамической посуды, кости домашних и диких животных, редкие каменные и бронзовые орудия. Но даже и этих обычных вещей на Аркаиме очень немного. Коллекция их настолько бедна и невыразительна, что из нее не удалось сделать даже приличествующую случаю музейную экспозицию. Лишь через несколько лет после открытия Аркаима ученым стало совершенно понятно, что главной ценностью потревоженных руин была и, видимо, останется уникальная конструкция сооружения, которая поражает своей сложной и точной геометрией.
Собственно, археологи уже сегодня имеют достаточно полное представление о том, каким было поселение в долине Аркаим в пору своего расцвета, и это действительно впечатляет. Крупное сооружение было не конгломератом разрозненных объектов, а цельной конструкцией, которая представляла собой два вписанных одно в другое кольца мощных оборонительных стен (внешняя обведена рвом глубиной 1,5 – 2,5 метра). Внутри каждого кольца, словно спицы в колесе, расположены просторные жилища, которые сооружались из бревенчатых каркасов и грунтовых блоков. В хозяйственных отсеках домов – очаги, колодцы, ямы для хранения продуктов, металлургические печи, мастерские. Перед выходами из жилищ – крытые дворики.
Геофизические методы позволили установить, что весь комплекс состоял из 60 построек (35 – во внешнем круге и 25 – во внутреннем). В геометрическом центре колец расположена хорошо утрамбованная площадка в форме слегка сплюснутого круга диаметром 25 – 27 метров, которая служила людям храмом под открытым небом. Сложная и продуманная планировка жилищ и кольцевых улиц, ниши и переходы внутри мощных оборонительных стен, хитроумная ловушка для уничтожения непрошеных гостей на разъеме внешней оборонительной стены и другие фортификационные сооружения, рациональная система водосброса и канализации – все это представляет собой необычайно яркую картину. Сколь упорядоченная, разумно организованная жизнь большого сообщества людей протекала когда-то внутри этих стен!
Однако поражает не только очевидная сложность социальной организации людей, выстроивших для себя тысячелетия назад такое чудо инженерно-строительного искусства. Сама геометрия постройки протогорода таит в себе немалые загадки. Почему круг? Связано ли это с символическим характером мышления древних? Если да, то о чем говорит эта символика, кому и зачем адресовано заключенное в ней сообщение? Первооткрыватели и исследователи Аркаима Г. Б. Зданович и И. М. Батанина писали об этом так: «Такая планировка близка принципу Мандалы – одного из основных сакральных символов буддийской философии. Само слово "мандала" переводится как "круг", "диск". В "Ригведе", где оно впервые встречается, слово имеет множество значений: "колесо", "кольцо", "страна", "пространство", "общество"… Универсальна интерпретация Мандалы как модели Вселенной, "карты космоса", при этом Вселенная моделируется и изображается в плане с помощью круга, квадрата или их сочетания. Аркаим и его жилища, где стена одного дома является стеной другого, вероятно, отражают "круг времени", в котором каждая единица определяется предыдущей и определяет последующую». В геометрии конструкции Аркаима обнаруживаются и другие астрономические символы. Так, в радиусе внутренней стены сооружения, исчисленном в аркаимской мере, угадывается число, выражающее высоту полюса мира над Аркаимом; оно же означает географическую широту расположения памятника.
Один из исследователей Аркаима, доктор географических наук И. В. Иванов, написал об уральском чудо-сооружении так: «Это город-крепость, город-мастерская литейщиков, где производилась бронза, это город-храм и обсерватория, где, вероятно, проводились сложные для того времени астрономические наблюдения». С этим высказыванием согласен и астроархеолог К. К. Быструшкин, который утверждает, что Аркаим – это древняя обсерватория предельного класса точности. Древний мир знал обсерватории особого рода – таких сейчас не строят. Их называют дневными астрономическими, или пригоризонтными, обсерваториями Солнца и полной Луны. Они не были оборудованы сложными приборами, которых тогда просто не существовало, однако на них производились очень точные наблюдения. Высокая точность была отличительной чертой такого рода сооружений, в том числе и Аркаима. В этом отношении уральский чудо-город сопоставим со Стоунхенджем – знаменитым мегалитическим сооружением на Солсберийской равнине в южной Англии, в котором еще в середине XVIII века была угадана древнейшая обсерватория. Оба памятника расположены практически на одной географической широте, оба – в середине чашеобразной долины с рельефным горизонтом. Но только Аркаим оказался гораздо сложней Стоунхенджа…