Глеб Павловский - 1993: элементы советского опыта. Разговоры с Михаилом Гефтером

1993: элементы советского опыта. Разговоры с Михаилом Гефтером
Название: 1993: элементы советского опыта. Разговоры с Михаилом Гефтером
Автор:
Жанры: Политология | Публицистика
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2014
О чем книга "1993: элементы советского опыта. Разговоры с Михаилом Гефтером"

Советский историк Михаил Гефтер (1918–1995), лишенный возможности работать по профессии, создал личный стиль сократического историописания. С 1970 года, став непубликуемым, Гефтер перешел в ритм бесед-диалогов с друзьями. Основу их составляли устные расследования событий и анализ исторических развилок с их альтернативными вариантами. Книга включает разговоры Глеба Павловского с Михаилом Гефтером 1993 года, когда историк, бывший членом Президентского совета, вышел оттуда после октябрьских расстрелов. Беседы посвящены злободневным событиям и персонажам, философии истории и политического действия, теме русских революций, советской империи и цивилизации.

Бесплатно читать онлайн 1993: элементы советского опыта. Разговоры с Михаилом Гефтером


Вместо предисловия

Два десятилетия я не трогал этих кассет. За это время некоторые погибли, их содержание не восстановить. Разговоры отделились от поводов, которые я забыл, после похорон Михаила Яковлевича Гефтера в феврале 1995 года надолго уйдя в другую жизнь. (Связанная с Фондом эффективной политики, она известна читателю лучше моих остальных.)

Перед читателем книга, представляющая собой около трети другой, неоконченной еще книги разговоров с Гефтером. Эту я выпускаю из суеверных соображений. Работая уже полгода, я отобрал часть бесед для предварительной публикации. Получившийся препринт – ключ к пониманию текстов М. Я., его стиля и места в истории мысли. Здесь содержится его видение сценографии русской истории и государственности на мировой сцене. Вполне состоявшееся, как я думаю, несмотря на фрагментарность бесед.

Большинство расшифровок пришлись на 1993 год, и магия юбилея подсказала критерий отбора. К новой власти в тот год Гефтер относился все скептичнее. Став членом Президентского совета, к концу года он уже сомневался в легитимности Российской Федерации как таковой. В книге я стараюсь придерживаться хронотопа Москвы 1993 года, что не всегда возможно, так как многие из кассет не датированы.

В центре сомнений Гефтера 1993 года – родовая травматология человечества в его русском изводе. Сначала я думал назвать эту книгу «Бедный убийца». Гефтер снова и снова возвращается к загадочной точке, где рождается человек как преступник, Homo sapiens – чудом выжившее существо и хитроумный убийца. В 1993 году Сталин с Ельциным, поначалу разнесенные, для Гефтера начинают срастаться. При обдумывании этой злободневной пары возникает призрак некоего Третьего – Наследника (фрагмент 014). Гефтер колеблется между родовым чувством опасности и надеждой на парадоксальный, хотя и страшный выход из тупика.

Он приходит к необычным для него, принципиального антифашиста, мыслям о «человекопоказанности убийств» для Homo historicus (фрагмент 075). Гефтер видит, что человек склонен создавать социальные системы, в которых не может существовать. Предстоит выбирать. Либо возвращение из истории к вновь признанной и обновленной повседневности. Либо риск гибели, на этот раз окончательной, не обязательно военной.

Сквозная линия ведет от праубийцы к убийце-Ленину через убийцу-Сталина к убийце-Ельцину и неизвестному будущему «суверенному убийце». Но Гефтер не обвиняет никого. Он не свидетель обвинения – он защитник человечества, высшей идеи его времени. Смертельно опасной идеи ХХ века – апологет вопреки ее катастрофе (фрагмент 035).

Еще одна ось книги – тайна советской действительности как единственной состоявшейся русской (фрагмент 071). Будет ли другая? В медитациях Гефтера на тему «советского Рима» сомнения ощутимы, но и надежда не утрачивается вполне. Россия – уникальное приключение Homo sapiens на переходе в мировую историю. Но переход закончен, да и сама история завершена. А покинутая идеей человечества Россия остается опасным местом для русской жизни. Не ожидая от убийц октября 1993 года ничего доброго, Гефтер обдумывает шансы будущего ненасильственного сопротивления. В проект последнего он хотел вписать свой колоссальный опыт изучения Ленина и русских революций, однако проект остался не завершен.

Гефтеровский способ мыслить историю как политику безотказно срабатывал в моей политической практике. Но, разбирая кассеты, я получил немало щелчков по самолюбию, осознав, сколько из моих идей сообщены мне учителем. И оставались втуне, пока случай не выведет их на свет. Так было и с концептом социальной правой, буквально разжеванным мне М. Я. в 1993 году (фрагмент 016). С середины 90-х он станет одной из моих базовых гипотез, пока из «доверчивой массы» Гефтера не сложится платформа путинского большинства.

Но сам Гефтер не несет за это ответственности. И я теперь вижу, насколько сам был всего лишь несовершенным приложением к его идеям. Я избегаю входить в их обсуждение, чему место в совсем другой книге. В этой я присутствую только живым поводом к разговору Михаила Яковлевича Гефтера в тот окровавленный 1993-й, предпоследний полный год его жизни.

Разговаривая с Гефтером, мы ничем не ограничивали тематики. Сюжеты разговоров случайны, расходясь и вновь встречаясь, исподволь обновляют повестку. Чтобы помочь читателю проследить за нитью разговора, фрагменты начинаются с абстракта содержащихся тем.

Глеб Павловский

Новый 1993 год

Homo sapiens. Бедный убийца

001

Пастернак о Маяковском. Советское – это утраченное. Великая возможность не могла попасть «в нужные руки». Эпоху и человека надо мерить высотой нерешаемых задач.


Михаил Гефтер: Перечитал вчера «Охранную грамоту» Пастернака>1. И знаешь, вдруг удивление: а для чего он написал в 1930 году «Охранную грамоту»? И почему охранная? Название не находит прямой опоры в тексте.

Гляди, какие разные люди подвели к революции. Для них она не только акт возмездия или спасительное сведение счета со старым миром. Это вновь открытые неведомые и великие возможности. И для них вызов в том, как распоряжаются возможностями те, кто может великое погубить. Кто даже и не понял, какие возможности революция всем открывает.

Как быть человеку, который твердо знает, как велики возможности, и так же твердо не хочет отдать их на произвол невежд? Вот высота нерешаемой проблемы. Эпохи надо сопоставлять по высоте нерешаемых проблем.

Пастернак, как всякий писатель, штукарь. Но о Маяковском у него лучшее, что о Маяковском вообще написано. Комната, кто-то плачет, мертвый лежит в другой комнате. Он говорит: я посмотрел в окно. В Москве были непонятные апрельские заморозки, и в день его гибели вдруг бурный перелом погоды: зима отступила, и пришла весна.

Пастернак говорит: я смотрел в окно, и казалось, что я вижу его как длинную тихую улицу, вроде Поварской. (В этом месте у читателя возникает впечатление некоего пункта безумия…) И там, в конце этой улицы, стоит наше государство, великое и неслыханное. Великое в своей неслыханности. И ждет. Кого? Его! Потому что среди всего гражданства, понуждаемого волей или неволей, он единственный был простой гражданин этой гражданственности.

Ну что скажешь, врет нам Пастернак, что ли? Я потрясен этим местом. Подумал: как мне выразить ту жизнь как простое утраченное? Великую возможность, попавшую не в те руки, притом что в иные руки она и не могла попасть!

Вот трагедия нерешаемых проблем, и человека меряют высотой нерешаемого для него.

002

Ельцин, загнав себя в ловушку Гайдара, стал опасным человеком. Шахрай на смену Бурбулиса. Ельцин нефункционален. Ему нужны экстремальные ситуации, Гайдар это угадал.


С этой книгой читают
Перед вами лежит Послание Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 2007 года. Текст Послания представлен в визуализированном формате, а также сведен в тематические блоки. Схематическое и концентрированное изложение позволяет более наглядно представить тот многогранный смысл, который вложен в это последнее Послание второго президентского срока Владимира Путина. Послание-2007 – это и
Комментированный сборник путинских Посланий Федеральному Собранию РФ 2000-2007 гг. раскрывает в них систему, обозначенную Борисом Грызловым как «План Путина». Восемь посланий Путина к нации – образец стратегического планирования, политический трактат о методологии отстройки Государства Россия после смут и капитуляций. Но главное – сегодня план Путина для России уже не утопия. Он сработал! Это эффективный, триумфально сбывшийся план. Книга раскрыв
«Ироническая империя» обобщает политический опыт работы Павловского с российской властью. Это новый взгляд на природу «военного общества мирных времен». #СистемаРФ – глобальная стратегическая игра Кремля с населением, где главная ставка – выживание их обоих.В формате PDF A4 сохранен издательский макет.
Это книга о пропавших иллюзиях. О том, как «бархатный переворот» обернулся погромом. О революции в Киргизии и о разграбленном Бишкеке. Грузия, Украина, теперь – Киргизия. Что знали мы об этой республике раньше? Озеро Иссык-Куль, горы Тянь-Шань и президент Аскар Акаев. Озера вечны, как и горы. А политический ландшафт Киргизии оказался в мгновение взорван толпой «революционеров», вскоре превратившихся в обыкновенных мародеров.Хроника событий, расск
Лидеры протеста рассказывают, зачем они выводят на улицы тысячи недовольных режимом и какие цели при этом ставят.Сергей Удальцов, Геннадий Гудков, Алексей Навальный и другие лидеры «уличной оппозиции» представляют свое видение политической реальности, свою альтернативу существующему строю. Впервые первые лица российского протеста откровенно расскажут – чего же они все-таки хотят.В книге представлен взгляд лидеров российской оппозиции как на персп
Мемуары Михаила Полторанина произвели эффект разорвавшейся бомбы. Самый откровенный рассказ о ельцинских временах бывшего всесильного министра печати вызвал огромный резонанс. Фактически воспоминания Михаила Полторанина заставили многих по-новому взглянуть на целую эпоху.Известные политологи и публицисты делятся своим новым видением «смутного времени» Бориса Ельцина сквозь призму откровений бывшего министра. Новый, иногда шокирующий подход к наше
Самый известный политолог Рунета впервые просто и убедительно расскажет о том, что сегодня представляет собой российская политика, внутренняя и внешняя, почему Путин – это лучший выбор для России и чего на самом деле хочет оппозиция и ее заокеанские хозяева.Лев Рэмович Вершинин, также известный как putnik1, многие годы занимается изучением и анализом политических процессов в России и странах ближнего зарубежья. Его прогнозы сбываются практически
Записи диалогов Александра Филиппова и Глеба Павловского, шедших в редакции сайта GEFTER.RU. Разговоры о политическом действии, его субъекте, цели и результате, основанные на личном опыте участия в российской политической истории 1970-х – 2010-х. Рефлексия деятеля, направляемая ученым, для будущих активистов и профессионалов.
Алешка и Димка любили ездить с отцом – полковник Оболенский всегда вел машину быстро, но аккуратно, зря не обгонял, резко не тормозил… Почему же сегодня он то прыгает из ряда в ряд, то срывается со светофоров, как на гонках? Братья Оболенские поняли, в чем дело, поглядев на дорогу сквозь заднее стекло, – похоже, этот красный «Форд» следует за ними от самого дома. Кому только в голову пришло следить на такой приметной машине за сотрудником Интерпо
Ее жизнь стала кошмаром, когда на сайте «Лучшие друзья» появилась страничка «Мы ненавидим Веру Филимонову!». Группу создала Ольга, бывшая Верина подруга. Недавно она потребовала, чтобы Филимонова прекратила встречаться с Аликом Рогачевым. Девушка отказалась – и стала изгоем. С ней не разговаривают одноклассники, знакомые и незнакомые люди обсмеивают в Интернете ее фотки, даже Алик переметнулся к Оле и вступил в ужасную группу… К счастью, нашелся
Фундаментальный учебник, в котором показано, каким образом банкам и банкирам удалось «подняться над рынком» и добиться принятия выгодных для себя особых норм и правил деятельности. В данном учебнике также рассказывается о том, что нужно сделать, чтобы вернуть банкиров в рынок и вынудить их работать на благо общества, а не только для их личной выгоды.
В сказке рассказывается о двух птичках – Стриже и Трясогузке. Они были очень разными. Стриж всё своё время проводил в воздухе, в облаках. В полёте он ел, пил, общался с друзьями и даже спал. А Трясогузка жила в заброшенном саду и очень любила бегать по дорожкам сада. К тому же Стриж был невзрачной коротконогой птицей с большим ртом, а Трясогузка – стройной птичкой, выглядевшей рядом с ним красавицей. Но, несмотря на всю эту разницу, они подружили