1. Что означают наши сны?
Часто мы видим во сне неожиданные, иногда страшные, порой смешные, а то и вовсе глупые изображения и события. Наутро мы удивляемся: «Приснится же такое!» А кто-то из нас обязательно хочет узнать, что означает странное сновидение, и пытается найти в соннике его толкование. Вдруг в этом сне заключен какой-то пророческий смысл?
Надо сказать, что значением снов люди интересовались, начиная с глубокой древности. Сюжеты сновидений даже учитывались при объяснении прошлых и текущих событий, а также в предсказании будущего.
Известно, что еще вавилонский царь Навуходоносор, живший в 605–562 гг. до нашей эры, требовал, чтобы ему не только объясняли сновидения, но и напоминали о его прошлых снах, которые сам он уже подзабыл. Видимо, это была своего рода попытка удержать таинственные образы, столь тесно связанные с реальной жизнью.
Иногда сны отражают наши желания и стремления, настойчиво занимающие нас на протяжении всего дня. Физиологи называют это явление «оживлением дремлющих доминант». Мы видим свои мечты воплотившимися, пусть даже каким-то странным, необычным образом. В калейдоскопе сновидений, как правило, отсутствует всякая логика: события получаются запутанными настолько, что потом мы вспоминаем увиденное с удивлением и даже со смехом. А все дело в том, что во время сна мозг у нас работает совершенно по-иному, нежели в состоянии бодрствования. В обычной жизни мозг все время что-то структурирует, в результате чего у нас и складывается ясное, рациональное отношение к миру и к самим себе. Когда же мы спим, наш мозг ничего не структурирует, его деятельность превращается в полный хаос. Основная масса коры головного мозга находится в состоянии полного торможения, и лишь отдельные нервные клетки пребывают в одной из переходных гипнотических фаз. Полное торможение внезапно сменяется частичным растормаживанием, и образы, возникающие в этот момент в мозгу, напоминают сияние звезд на небе – то вспыхнут, то погаснут, а то вдруг засверкают снова.
А вот ученые давно уже утверждают, что в снах нет ничего таинственного, что это всего лишь результат воспоминания реально увиденного и пережитого.
Желая непременно знать внутренний механизм, физиологию снов, ученые создали теорию о высшей нервной деятельности и, в частности, открыли особенности процесса торможения – то есть, говоря простым языком, – нашего сна. Они поставили целый ряд экспериментов и доказали, что нервная клетка, перемещаясь из возбужденного состояния в состояние полного торможения и обратно, проходит через множество промежуточных фаз. Две основные из них называют быстрым и медленным сном.
2. Быстрый и медленный сон
Быстрый сон сопровождается быстрыми движениями глаз, усиленным дыханием и сердцебиением, подъемом артериального давления. Электроэнцефалограмма при быстром сне часто похожа на ту, которая характерна для состояния бодрствования. Быстрый сон называют еще и парадоксальным, потому что тот, кто во сне становится участником стремительно развивающихся волнующих событий, лишен возможности физически на них реагировать. Руки и ноги у него бездействуют, мышцы шеи почти парализованы, так что на все сложные перипетии сна человек реагирует лишь безопасными движениями глаз. Во время так называемой парадоксальной фазы нервные клетки почему-то бурно реагируют на слабые раздражения, в то время как на сильные могут не реагировать вовсе. На этой фазе смутный отпечаток прошлого переживания или впечатления как раз может являться слабым раздражителем, и тогда мы во сне видим яркий и четкий образ того, что считали давно забытым.
Во время медленного сна мы «проваливаемся» настолько глубоко, что нам зачастую кажется, будто и снов никаких не видим. Наступает фаза полного торможения.
Судя по результатам экспериментов, опубликованных вскоре после открытия быстрого и медленного сна, большинство тех, кто проснулся в фазе быстрого сна, помнят увиденные сновидения. Среди пробудившихся в фазе медленного сна таких лишь 5–10 процентов.