Мы не одиноки на пути жизни. Судьба ли, или случайность, «Бог» ли, или «закон мироздания» направляют нас по одному пути рядом с теми, кто становится для нас воплощённым примером нашего Идеала. Или в чьём присутствии мы, не всегда осознавая этого, становимся другими; изменяемся к тому качеству, что называют «человечностью».
Сходимся, расходимся, идём рядом: неведомы Нити Судьбы. Буде судьбою ухожены, паче неисповедимы пути господни.
Я выражаю сердечную благодарность тем Великим Душам, с которыми мне посчастливилось идти рядом в этой жизни.
Наталье, моей жене. За наших дочек, которым она дала жизнь в этом мире. За земную любовь, которую я смог познать в её объятиях.
Низкий поклон Володару Иванову, моему духовному наставнику, за Мудрость, за Свет Духа, который он несёт в сумрак этого мира.
Михаилу Ключарёву, протоирею тульского храма «Двенадцати апостолов», за великую сердечную любовь и неиссякаемое сострадание к людям этого мира.
Мусе Асуеву, имаму Тулы и Тульской области, за Свет и Любовь, что проносит он через своё сердце и душу в этот мир! Аль-Хамду Лилляяхи Раббиль-`Алямиин. Эр-Рахмаанир-Рахиим!
Альфреду Столярову, директору тульской компании EvApps, за дисциплину ума, мотивацию к действию и неудержимую целеустремлённость.
Александру Русанову, президенту Тульской областной федерации каратэ, 6 дан WKF, за аскезу Духа и Тела.
Людмиле и Владимиру, моим родителям, за рождение в этом мире, за светлое и безмятежное время детства.
Моей бабушке Лидии, за тепло любви, которым она окутала счастливые годы моего вступления в этот мир.
«Из мрака к свету»
С какой стороны не глянь, а мы рождаемся из тьмы небытия.
Вот, мы в утробе матери. Помним ли мы миг рождения на свет, воспоминаем ли первые минуты жизни? Едва ли. Скорее – нет.
Также, как и воспоминания о прожитых годах стираются со временем из памяти. Час за часом, день за днём, год за годом – каждый миг наше прошлое умирает, а наше настоящее нарождается вновь.
С каждым мигом жизни мы обретаем чуточку света в своём сознании. Но, увы, не все. Иные всю жизнь пребудут во тьме разума.
Из истока жизни, от неведения, от целомудрия чувств, от телесной немощи нас уносит волнами времени к финалу земной жизни: стать ничем, но возродиться во всём. Кто-то называет это всё «Богом», кто-то пророчит «небытие после смерти», другие не желают пустить в себя и тени помысла «ведь когда-то я – умру? И, что же, что будет дальше?»
«Познай самого себя» [i] – так гласит надпись на храме Аполлона в греческих Дельфах.
«Познай самого себя, и ты познаешь богов и Вселенную» – заповедали двадцать семь веков назад «семь великих мудрецов» Древней Греции.
[i] С латинского: Nosce te ipsum [носцэ тэ ипсум]. Древнегреческий оригинал: Giiothise auton [гноти сэ аутон]. Надпись на храме Аполлона в Дельфах. Как сообщает философ Платон в своем диалоге «Протагор», это плод совместных раздумий «семи великих мудрецов» Древней Греции. Он пишет, что однажды Фалес, Питтак, Биант, Солон, Клеобул, Мисоне и Хилон (VI в. до н. э. ) собрались в храме Аполлона в Дельфах и в результате долгого диспута пришли к абсолютной, по их мнению, истине. Найденную истину – «познай самого себя» – они и написали на стене храма в Дельфах. Отсюда традиционное название этого тезиса – «заповедь Дельфийского оракула». Древнегреческий философ Хилон эту мысль раскрывал так: «Познай самого себя, и ты познаешь богов и Вселенную».
«От тьмы к святости»
Сколько меня здесь? И каждый жаждет проявления. Лампада полна тенями, но царь духа ещё младенец.
Один, другой, третий… несчётная рать… теперь уже – не хаос: каждый ждёт своего часа.
В ближнем – отражения. В далёком и дальнем – отражения каждого. Звучит в созвучии подобному, обретает форму, всё временно. Трон пустует.
«Нити судьбы»
С момента воплощения в земное тело наш «разум», посредством чувств, начинает осознавать своё присутствие в материальном мире.
Покуда «разум» пребывает во власти чувств и страстей, мы не способны сфокусировать духовную, нематериальную природу своего существа в нашем сознании.
Как факт этой немощи, утверждается, что «царь духа ещё младенец… трон пустует», а тело наполнено и живёт прихотями хаотичных чувств и страстей «лампада полна тенями…».
Кто этот маленький мальчик, смотрящий в камеру сорок лет тому назад? Я не узнал бы его, если не характерные черты лица. И ещё один бесспорный факт не оставляет сомнений: эти фото, сделанные моим отцом в 1970-ых, я достал из семейного альбома.
На фото первая из моих личностей в этом воплощении, сменяющих друг друга с течением лет жизни. Каждые семь лет мы рождаемся, вновь, другими. Когда-то эти смены проходят гладко и незаметно, в какие-то моменты жизни они становятся невозвратимым переходом из одного мира в другой.
Нет, мир не спадает в бездну на наших глазах; но, почти в миг, разрушается наше прошлое отношение к миру, и мы начинаем видеть его заново, с новым знанием и новым опытом в нём.
Мы плывём по течению времени.
Чем далее относит нас от первого вздоха в этой жизни, тем более чётким проступает сквозь чреду будней безответный вопрос: зачем я здесь? В чём моя роль? Где в этой вселенной моё место?
И, пронизая собою всю эту жизнь, звучит неумолкаемой нотой неслышный внешне звук: кто – я?
Я был уже многими. Или эти многие – были мной? В миг жизни мы уверенны в полной осознанности проживаемого: вот – обстоятельства, вот это – мой выбор в них. Но, часто, по прошествии лет, мы задаём себе вопрос: как я мог так поступить, как я мог совершить такое?!
Также, через десятки лет, мы будем вопрошать себе о деяниях себя нынего. Со стыдом ли, с гордостью ли за себя прошлого, с почтением ли к труду и дерзновению, что твоим сей миг?
По правде, мы не вправе винить себя о прошлом – это будет обманом к себе. Ведь, не соверши мы ошибок тогда, мы не познали ли бы прави сейчас; не оступись мы в прошлом, мы не умели бы твёрдо стоять на ногах ныне.
Просыпаясь, начинаем новую жизнь.
Рождаясь вновь, начинаем новое воплощение.
Каким, чем будет наполнен новый день? Тем, что собрали днём минувшим.
Какой будет, каким плодами созреет новая жизнь? Взойдёт тем, что посеяно: из репея не вырастет роза. Прорастёт так, как ухожено: в суши пустыни не расцветёт дивный сад.
И день минувший станет семенем грядущего.