Предисловие. Почему родилась эта книга?
Я врач стационара – неонатолог и педиатр, но по воле судьбы мне довелось поработать участковым врачом и изучить весь процесс взаимодействия «родитель-врач» изнутри – с той и с другой стороны, потому что у меня двое детей и мне приходилось обращаться к коллегам.
Проблема в том, что участковому педиатру с его огромной нагрузкой, бесконечными отчетами, картами и другой медицинской документацией совершенно некогда не то что развиваться, но даже поговорить с пациентом лишние десять минут: объяснить, почему рекомендовано именно такое лечение, как оно действует, что происходит с ребенком, нормально ли это и чего следует ожидать. Когда ребенок болен, самое страшное – это недостаток информации, а еще хуже – ее поиск в недостоверных источниках, опыт подруг, родителей и знакомых из интернета.
Я заинтересовалась наукой на втором курсе университета, и мой учитель по детской хирургии Андрей Валерьевич Писклаков познакомил меня с миром серьезных исследований и доказательной медицины, научил пользоваться всемирными базами данных (Cochrane, PubMed, UpToDate и другими), на которые ориентируются врачи разных стран. Опыт, безусловно, важен, но любой врач – опытный или только начавший практиковать – должен опираться на объективные данные, которые подтверждены крупными клиническими исследованиями. Что греха таить: даже сейчас многие врачи опираются на знания, которые передали им их учителя… Но время идет, и наука не стоит на месте.
Я не люблю термины «доказательный врач» и «доказательная медицина». Я считаю, что в современном мире – мире возможностей – медицина должна быть такой априори. И, надеюсь, это не за горами.
В этой книге вы найдете ответы на многие вопросы. Все они даны с позиции науки – методов лечения, которые доказали свою эффективность в исследованиях и, что немаловажно, имеют профиль безопасности, не вредящий ребенку. Это поможет вам не пичкать своего малыша ненужными или опасными лекарствами, cнять свою тревожность, профилактировать там, где это возможно, и не лечить то, что пройдет само.
Я веду блог и канал в Телеграм и постоянно получаю одни и те же запросы, вижу одни и те же ошибки. Поэтому я постаралась затронуть все животрепещущие темы: новорожденный ребенок и его особенности, которые иногда пугают; грудное вскармливание, которое постоянно вызывает большой резонанс; нюансы искусственного вскармливания (как и любой педиатр, я за грудное вскармливание – это неоспоримый плюс; но я категорически против, чтобы стыдили матерей, у которых с ним не сложилось)… Я уделила много внимания детской безопасности, потому что предупреждение несчастных случаев и создание безопасной среды – это первое, что нужно сделать, когда у вас появляются дети. В студенчестве я работала медсестрой в отделении детской хирургии, куда поступало очень много детей с ожогами пищевода – различными чистящими средствами, батарейками, уксусом и подобным. Навсегда врезалось в память, как жизнь малышей меняется на «до и после» по простому недосмотру… Я отвечаю на холиварные вопросы о вакцинации: о том, как действуют прививки, почему медотводы часто необоснованны, можно ли ставить несколько прививок за один раз. В теме про ОРВИ разобраны опасные средства. Вы узнаете, что надо и ни в коем случае не нужно делать, познакомитесь с красными флагами опасных состояний. И это далеко не все.
Тот подход, который описан в этой книге, я применяю и к своим детям.
Наверное, самый пугающий возраст ребенка – это период новорожденности. Особенно для родителей, у которых это первый малыш. С какой стороны к нему подойти? Как взять? Как искупать? А уж этот страшный пупочный остаток!
Но какие они милые в этом возрасте! И если знать, чего ожидать и что делать, то все не так уж и страшно.
Ребенок родился. Что значит оценка по Апгар в роддоме?
Это система оценки состояния ребенка при рождении. Она проводится с использованием критериев, предложенных американским анестезиологом Вирджинией Апгар в 1952 году. Ничего лучшего с тех пор не придумали. Периодически публикуются новые способы оценки, но в практической медицине они не приживаются.
Вот эти критерии:
Число сердечных сокращений
0 – отсутствуют
1 – менее 100
2 – более 100
Дыхание
0 – отсутствует
1 – редкое, нерегулярное, гаспинг-дыхание
2 – адекватное дыхание
Мышечный тонус
0 – низкий
1 – умеренно снижен
2 – хороший, активные движения
Рефлексы
0 – не определяются
1 – гримаса
2 – крик, активные движения
Цвет кожи
0 – синий или белый
1 – акроцианоз (синюшные конечности)
2 – полностью розовые
Независимо от исходного состояния ребенка и проводимых реанимационных мероприятий такую оценку проводят в конце первой и в конце пятой минуты, отсюда и две цифры.
Сумма 4–7 баллов свидетельствует об умеренной асфиксии. 0–3 балла – о тяжелой. Оценку в 7 баллов не выставляют в диагноз.
Реанимационные мероприятия оказывают всем новорожденным (при наличии показаний) при сроке гестации 22 недели и более, у которых есть хотя бы один признак живорождения: дыхание, сердцебиение, произвольные движения мускулатуры или пульсация пуповины.
Это переходное состояние новорожденных, которое бывает у абсолютно всех детей в той или иной степени выраженности. У некоторых детей криз незаметен, у других протекает ярко. Он связан с реакцией организма ребенка на падение эстрогенов материнского происхождения. Встречается у 2/3 новорожденных.
Проявления:
• Нагрубание молочных желез (примерно 3–10 сутки: и у мальчиков, и у девочек). Обычно эти изменения симметричны. Они никак не беспокоят малышей, только их мам. Могут быть скудные выделения из сосков. Лечения не требует. Нельзя выдавливать, массировать или чем-то мазать.
• Отек половых органов. Небольшое припухание, чаще возникает у мальчиков. Обычно проходит через 2–3 недели.
• Десквамативный вульвовагинит у девочек (обычно 3–4 сутки). Проявляется вагинит так же, как и у взрослых женщин – белесыми слизистыми выделениями из половых органов. Лечения не требует, только обычные гигиенические процедуры: купание, подмывание. Не стоит пытаться смыть выделения: слизистая у новорожденных очень нежная, ее легко повредить.
• Кровотечения из влагалища у девочек (с 4–7 суток, длится 1–2 суток). Редкое проявление криза, встречается у 5–10 %. Кровотечения, конечно, – это громко сказано, они обычно в малом объеме – несколько капель, но обычно очень пугают мам. Лечения также не требует.
• Милиа (гиперпродукция секрета сальных желез). Другие названия: милиум, угри новорожденных, белые угри. На лбу, носу и щеках появляются белые точки – это закупоренные выводные протоки сальных желез. Чаще на крыльях носа, переносице, лбу, подбородке. Они обычно проходят ко второй неделе жизни малыша. Уход за лицом в этот период такой же, как и прежде, обычные гигиенические процедуры. Нельзя их вскрывать и выдавливать.