Идут совместные учения российских и американских войск.
Все выкладываются по полной, стараясь показать себя с
наилучшей стороны. После учений офицеры обоих сторон
утроили заседание, подвести итоги. В самом разгаре, в кабинет,
весь красный и тяжело дыша, врывается русский генерал и кричит:
– Мать вашу, кто протирал пульт?!
Все в шоке от такой бестактности, никто ему не отвечает. А он опять:
– Я спрашиваю вас, кто протирал чёртов пульт?!!
Тут кто-то из американцев, пытаясь поставить генерала на место, говорит:
– Вы знаете, у нас в Америке считается недопустимым…
– Да нет уже вашей Америки! Кто протирал пульт?!!!
Просто анекдот.
Как мы и предполагали, весна принесла нам мало радости. Мало того, что набеги прошлого года принесли много разорения. Добыча не в счёт, когда наши городища и деревни разоряли, людей вылавливали в рабство, про убитых вообще не говорю. Бывшую Любшанскую крепость почти разгромили, две деревни и пять хуторов возле Ладоги и вовсе сожгли. Мало этого, так ещё добрые друзья Рольфа, это на Аскольда и Дира намекаю, решили нам подгадить. И им это удалось. Эта сладкая парочка, видно не смогла договориться с Кием, Щеком и Хоривом и сестрой их Лыбидью. С людьми, которые носят такие имена, нормально договориться невозможно. Предки называли людей не просто так, а как они этих людей видели и оценивали. Причём не как в голову придёт, а по их поступкам. Вот Аскольд с Диром проигнорировали причуды этой компании и нарвались на неприятности. Они хотели с ними этим годом на Ладогу набегом пойти, а почему нет? Город богатый, в том году добычу с варягов взяли, но зато войско их уменьшилось. Ещё бы, на них четыре огромных хирда тогда пришло, воевали серьёзно. Чуть ли не сходу город практически взяли. Эти, почитай дословные слова Дира, наши разведчики донесли. Но братья с сестрой не повелись, видно кто-то из их друзей у нас прячется. Надо Рунольву на это дело попенять. Незачем нам здесь лишние чужие уши. Сразу и сделаю.
– Сом, позови Рунольва и пусть захватит документы по Киеву.
Я быстренько посмотрела на компьютере, что происходило в это время. Так, "в 866-870 годах властители Киева пошли войной на кривичей и полян, на племена, находившиеся под властью Рюрика. Новгородский князь разбил армию противника, но не захватил их столицу, опасаясь вступления в конфликт с Византией, которая тогда покровительствовала киевским князьям". Если про походы на полян и древлян у меня была какая-то информация, только подробности не знала, то про Византию этого времени я не знала почти ничего, особенно взаимодействия с русами и славянами. Только один источник из тех, что у меня были, заявил о каких-то торговых делах. Что в эти дремучие года здесь византийцам конкретно надо? Кроме спокойствия на торговых путях.
– Моя царевна, пришёл Рунольв.
– Пусть заходит. Привет, Рунольв.
– Долгих лет, моя царевна.
– Отдай пока все донесения Сому, если ничего срочного нет. Нет? Хорошо. Тогда садись. Вот, почитай, что пишет мой человек из Киева.
Все уже привыкли, что я черпаю информацию из разных источников. У себя они тоже так стали делать, а то сначала верили каждому слову своих людей. Сколько раз говорила, что человек может ошибиться, не понять, не разгадать. Тут даже не в предательстве дело, а в нашем непрофессионализме в этой области человеческой деятельности. Раза два-три обожглись, теперь всю информацию проверяют и перепроверяют.
– Мне почти такое же отписали. Только добавили, что Аскольд и Дир не оставили эту идею и начали набирать хазар. Их под Киевом полно. И живут, и кочуют. Но куда пойдут, ещё не выбрали, потому как с хазарами на севере города брать они сомневаются.
– Ещё бы. Под Киевом только купцы, крестьяне и хазарское отребье обитает, с ними только города и брать.
– Одна дивчина, очень близкая к Хориву, написала, что перед отъездом нашего купца, она слышала от ещё такой же дивчины, но которая нравилась Диру, что тот приехал к ней радостный, сказал, что нормальную дружину набрали, не за плату, а за интерес. Время дорого, так что через неделю выступают. Идут на полян. Я даже не знаю, что и думать за эту глупость.
– Что ты имеешь ввиду?
– Но ведь Киев стоит на земле полян. Если они хотят держать за собой этот город, зачем своих данников примучивать?
– Не знаю, но думаю, что это самое слабое племя в той стороне, а у братьев войско ещё то, а кушать хочется. Впрочем, ты уверен в информации?
– Эта дивчина ещё ни разу не ошибалась.
– Впрочем, если и ошиблась, то ненамного. Да я и сама также думаю. А про Византию ещё что-нибудь сказать можешь?
– Из донесений ясно только то, что византийские купцы в Киеве останавливаются, но вроде торгуют только, и всё.
– Хорошо. Спасибо за новости. Ступай. Пусть Сом зайдёт.
Поклонившись, Рунольв вышел и тут же появился мой секретарь.
– Отправь посыльного к Фархаду, пусть придёт. И Шагару захватит, если она на месте.
Отправил гонца, а потом снова зашёл в кабинет и тщательно закрыл дверь. Выжидательно посмотрела на моего вундеркинда. Парень снова не подвёл:
– Я прочитал бумаги Рунольва. Если соединить их с остальными, то складывается интересная картина. Милые Аскольд и Дир не сами затеяли эти походы.
– Почему ты так думаешь? Ведь им надо на что-то жить, здесь у них всё пропало, поправить свои финансы могут только разбоем. Что им ещё делать?
– Если брать их ватажку, то они вполне могли разбойничать как на Днепре, так и на Свири. Купцов на торговых путях много и не всегда они ходят большими караванами. На жизнь бы хватило. А там потихоньку подсобрали денег, увеличили хирд и в море бы вышли, в Европу, например, там монастырей и замков ещё хватает. Что им здесь, мёдом намазано? Ладно бы друзья Киевские помогли, у них дружина кое-какая есть. Около 70 человек на всех. А вот почему-то не только не помогли, но почти их выгнали из города. К тому же на полян пойдут, хотя те же северяне и ближе, и богаче.
– И как ты это объясняешь?
– Их кто-то направляет. Я думаю, что это византийцы.
– И для чего им это надо? – К нам пришёл мой советник, наконец. – Приветствую, Фархад, присоединяйся. Тут Сом интересную теорию разворачивает.
– Я плохо знаю историю здешних племён, но в Храме Арконы говорили, что восточные славы или как их ещё называют, росы, часто воюют вместе с византийцами. Кстати, они довольно часто ходят в походы на Каспий. А это не близко, и землю ту за собой им не сохранить, там своих народов хватает. Тем более, что на северной стороне моря даже городов нет. Но как только заключат росы договор "любви и дружбы" с Византией, так сразу идут туда в поход. А в 844 году они даже на Севилью напали, а это в Испании. Которая им и во сне не нужна. Это уже такой далёкий Запад, там свои правители, и расклады другие. Так зачем их туда занесло?!