Однажды в юридическую консультацию зашла маленькая и хрупкая старушка. На дворе стояла промозглая осень, а одета бабуля была совсем не по сезону. Было видно, что ей холодно, зябко… и одиноко.
Тогда я, Варсеник Айрапетян, была начинающим адвокатом, пришедшим в юриспруденцию в весьма сознательном возрасте. Проработав в школе 17 лет, я поняла, что со мной случилось профессиональное выгорание. Стало ясно, что у меня нет морального права приходить к детям в класс, поскольку я не смогу подарить им восторг от каждого погружения в историю. Я уже не та. И я ушла.
Так в 32 года я начала новый профессиональный путь, путь правозащитника.
Мои учителя, адвокаты со стажем, где-то подтрунивали надо мной, где-то брали шефство. Но это им не мешало подкидывать мне в производство заранее проигрышные дела, по принципу – не выиграешь, но опыта наберешься. Я набивала шишки, набиралась опыта и ПОБЕЖДАЛА. К победе меня вело безумное желание помочь несправедливо обиженным.
Так случилось и со старушкой, пришедшей к нам в контору в тот холодный день. Перекинувшись с ней парой слов, коллеги отправили ее ко мне, ведь бабушка сразу сообщила, что платить ей нечем.
«Дочечка, ты меня лучше поймешь, ты тоже мать», – с этого началась страшная история матери и сына. Сына, который предложил матери продать ее дом, купить большой и просторный, где будет жить она и его семья, все вместе и счастливо. Деньги за материнскую «двушку» сын быстро прибрал к рукам, как и ее пенсию. Только места для мамы в доме не нашлось. Старушку поселили в сарай без еды, без лекарств, без средств к существованию.
Плакала бабушка, и плакала я. Только бабушка – от беспомощности и обиды, а я… Сердце разрывалось от жалости, а мозг лихорадочно искал способ вернуть бабушке нормальную жизнь.
Прошла бешеная неделя, неделя гонки за доказательствами, подготовки к суду, обучению бабули пользоваться диктофоном.
Опустив детали, скажу. После суда мы с бабушкой обнялись и плакали. Но на этот раз от радости победы в суде.
Бабушка забрала свои деньги, а через пару лет материнское сердце простило сына. А я? Я поняла, что на своем месте.
Последние 3 года я активно веду свой блог в Инстаграм, на момент написания книги у меня более 100 000 подписчиков. Здесь я собрала ответы на вопросы, которые чаще всего задают мне читатели блога.
Ответы актуальны на дату написания книги – лето 2020 год. Наше законодательство и правила меняются быстро, поэтому проверяйте действительность данных на дату прочтения.
Ответы на популярные вопросы родителей
Как получить место в детском саду? Права родителей и детей
Отвечаю на самые распространенные вопросы по садикам.
1. Нужно ли ждать трех лет или уже сейчас начинать требовать предоставления путевки в детский сад?
Я не устану повторять, что на вас, родители, законом возложена обязанность обеспечивать, охранять, реализовывать права своих детей, пока они еще маленькие.
Ждать не нужно. Чем раньше вы начнете, тем больше у вас шансов пойти в сад… Родители выбирают, когда и какое образование давать ребенку – полный день или частичный. Одно из самых главных прав рожденного человечка – это право на образование. Ему оно дается по достижении 2 месяцев! (Не 3-х лет, прошу заметить).
2. Нужны ли прививки, чтобы взяли в детсад?
Нет, никто не может заставить вас сделать прививку ребенку, вне зависимости от наличия или отсутствия у вас медицинских противопоказаний.
4. Есть ли льготная очередь для многодетных?
Да, есть. И она предусмотрена федеральным законодательством, а значит, обязательна для исполнения в любом субъекте Федерации.
Как попасть в садик возле дома?
– Не берут в садик возле дома.
– Дали место в ГКП, на полный день мест нет.
– Дали садик в 10 км от дома.
– Можно ли отказаться от садика, если он далеко от дома, а в ближайшем мест нет?
Такие комментарии и вопросы чаще всего задают родители.
Образование должно быть доступным. Имеется ввиду не только по материальным признакам, но и территориальным! Есть такое понятие, как пешая доступность. И при проектировании и застройке жилых кварталов всегда учитываются определенные требования.
Так вот, согласно все тем же требованиям, в сельской местности садик должен быть расположен (от дома ребенка) не более, чем в 500 метрах в селах, поселках и 300 метрах в городах. Вот такая пешая доступность. Удивила?
Так что все пожелания департамента образования отправить вас в садик, находящийся далеко от дома, должны оставаться у них в кабинете. Вы вправе требовать тот сад, что находится возле вас.
Как только рождается ваш ребенок, информация об этом сразу становится известна госорганам. А как только вы ставите его на очередь в садик, тут нашим органам уже совсем понятно. Есть маленький гражданин, и ему нужен садик.
Вот только все те же наши органы, не торопятся обеспечить должное количество мест для детей. Значит, что нужно сделать маме? Подтолкнуть их совершить определенные действия по предоставлению места вашему ребенку в саду.
Вас меньше всего должно заботить то, КАК найдут место вашему ребенку. Это прямая обязанность чиновников, которую они не выполняют.
Что делать, если нет мест в детский сад?
Кто ждет путевку в детсад? Сколько раз вы слышали:
– Мест нет, – при этом на вас смотрят удивленно и разводят руками.
– Как кто-то отчислится, сообщим.
– Нечего было сюда приезжать. Знаете, какая тут демографическая обстановка. Своих в сад не устроить.
– Вашему ребенку еще нет 3-х лет, по Указу Президента дети, достигшие трехлетнего возраста, имеют первоочередное право на предоставление путевки.
– Перед вами льготники, ничего не можем поделать…
И таких отговорок море.
Итак, разговариваем с чиновниками из Департамента образования на их языке.
– Мест нет.
А вы в ответ-заявление в приемную.
И пусть письменно отвечают, что мест нет и не будет и что выделение очереди вашему ребенку нарушает права других детей, стоящих в очереди.
Нам нужен этот отказ, чтобы потом пойти и пожаловаться. А жалоба – это прямой путь к получению путевки в детсад.
– Вашему ребенку нет 3-х лет, приходите в сентябре.
А вы ррраз – и парируете:
– Право на образование у моего ребенка, согласно Федеральному закону об образовании, возникает с рождения, и моя обязанность – реализовать права моего ребенка. Ваши возрастные ограничения не имеют законных оснований. Указ Президента, на который вы ссылаетесь, не устанавливает правило первоочередного предоставления места в саду трехлеткам, а лишь указывает на необходимость обеспечения детей, достигших трехлетнего возраста местами в детских садах.