Александр Архангельский - Александр I

Александр I
Название: Александр I
Автор:
Жанры: История России | Биографии и мемуары
Серия: Самая полная биография
ISBN: Нет данных
Год: 2024
Другие книги серии "Самая полная биография"
О чем книга "Александр I"

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ(ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ АРХАНГЕЛЬСКИМ АЛЕКСАНДРОМ НИКОЛАЕВИЧЕМ, СОДЕРЖАЩИМСЯ В РЕЕСТРЕ ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ С 01.11.2024. 18+

Александр I – любимец Екатерины Великой, отцеубийца, либерал, желавший принять конституцию, и консерватор, готовый противостоять вольнодумству Европы, а может, старец Феодор Кузьмич, бежавший от тягот государственной деятельности?

Каким мы знаем Александра Павловича и каким он был на самом деле?

Книга серии «Самая полная биография», которую вы держите в руках, откроет тайны императора Александра, расскажет о личной и общественной жизни, а также захватит воображение атмосферой XIX века…

В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Бесплатно читать онлайн Александр I


* * *

© Александр Архангельский, 2024

© ООО Издательство АСТ, 2024

* * *

Высказывания Александра Первого


«В наших делах господствует неимоверный беспорядок, грабят со всех сторон; все части управляются дурно; порядок, кажется, изгнан отовсюду, а империя… стремится лишь к расширению своих пределов. При таком ходе вещей возможно ли одному человеку управлять государством, а тем более исправлять укоренившиеся в нем злоупотребления?.. Мой план состоит в том, чтобы по отречении от этого неприглядного поприща (я не могу еще положительно назначить время отречения) поселиться с женою на берегах Рейна, где буду жить спокойно частным человеком, полагая свое счастие в обществе друзей и в изучении природы».

Письмо сподвижнику В. П. Кочубею от 10 мая 1796 года

«Я всегда питал высокое уважение к Вашему народу, который сумел самым благородным образом воспользоваться своей независимостью, выработав себе свободную и мудрую конституцию, обеспечивающую счастье всем и каждому».

Письмо президенту США Джефферсону, 1807

«…Благосостояние государства не играет никакой роли в управлении делами: существует только неограниченная власть, которая все творит шиворот-навыворот… Мое несчастное отечество находится в положении, не поддающемся описанию. Хлебопашец обижен, торговля стеснена, свобода и личное благосостояние уничтожены… Если когда-либо придет и мой черед царствовать, то вместо добровольного изгнания себя, я сделаю несравненно лучше, посвятив себя задаче даровать стране свободу и тем не допустить ее сделаться в будущем игрушкою в руках каких-либо безумцев… Это было бы лучшим образцом революции, так как она была бы произведена законною властию, которая перестала бы существовать, как только конституция была бы законченаи нация избрала бы своих представителей…»

Из письма Ф. Ц. Лагарпу, 27 сентября 1797 года

«…Мечты оказались слишком пагубными для целой Европы; пора бы, чтобы они перестали руководить кабинетами и чтобы наконец соблаговолили видеть вещи такими, какими оне являются в действительности, и удерживались от всяких предубеждений…

…Поступить иначе значило бы изменить своему долгу, чтобы погнаться за грустным преимуществом оказаться в согласии с этим „что скажут?“»…

Из письма вдовствующей императрице Марии Федоровне, накануне Эрфуртского свидания 1808 года

«Я не ослепляюсь мечтами; я знаю, в какой мере император Наполеон великий полководец, но на моей стороне, как видите, пространство и время. Во всей этой враждебной для вас земле нет такого отдаленного угла, куда бы я не отступил, нет такого пункта, который я не стал бы защищать, прежде чем согласиться заключить постыдный мир. Я не начну войны, но не положу оружия, пока хоть один неприятельский солдат будет оставаться в России».

Посланнику Наполеона графу Нарбонну, 1812

«Обстоятельства требуют, чтобы на время мы расстались. Во всякое другое время я бы употребил год или даже два, чтобы исследовать истину полученных мною против тебя обвинений и нареканий. Теперь же, когда неприятель готов войти в пределы России, я обязан моим подданным удалить тебя от себя. Возвратись домой, там узнаешь остальное. Прощай!»

Во время аудиенции с Михаилом Сперанским, перед его отставкой и ссылкой, март 1812

«Болезненная и великая не для одних вас, но для всего Отечества потеря! Не вы одни проливаете о нем слезы: с вами плачу я и плачет вся Россия. Бог, позвавший его к себе, да утешит вас тем, что имя и дела его остаются бессмертными. Благодарное отечество не забудет никогда заслуг его».

Письмо вдове Кутузова на смерть полководца, 1813

«…[Священный] Союз вовсе не наше дело, а дело Божие… Нужно предоставить каждому христианину испытать на себе действие Слова Божия… Конечно, воздействие его на людей крайне разнообразно… но в этом разнообразии кроется единство, и вот главное условие преуспеяния церквей и государств…».

1818 год, в беседе с прусским епископом Эйлертом

«…я решил отказаться от лежащих на мне обязанностей и удалиться от мира… считаю долгом удалиться вовремя… все это случится не тотчас, и… несколько лет пройдет, может быть, прежде, нежели он приведет в исполнение свой план; затем он оставит нас одних».

1819, в беседе с братом Николаем Павловичем

«Не мне подобает карать».

Фраза из разговора с генералом Васильчиковым, представившим донос о тайных обществах (1821)

Интересные факты из жизни Александра Первого


Бабушка Александра Павловича, Екатерина Великая, всерьез обдумывала возможность передать трон мимо сына, Павла Петровича, внуку, Александру. Что не улучшило отношения отца и сына.

Она же наметила «греческий проект», согласно которому старший внук должен занять российский трон, а младший (Константин) – греческий. Проект не осуществился.

Великих князей воспитывал убежденный демократ и сторонник революции Ф. Ц. Лагарп.

Князь Адам Чарторыйский, на которого Александр возложил обязанности министра иностранных дел, многими в Польше рассматривался как реальный кандидат на польский трон.

Всероссийский самодержец начал читать Священное Писание в ночь, когда узнал об оставлении Москвы.

Аракчеев появился в жизни Александра Первого не после, а задолго до войны 1812 года, одновременно с реформатором Сперанским. И представил в 1818 году план поэтапного освобождения крестьян.

Когда тело Александра Первого доставили в Петербург из Таганрога, крышку гроба сняли. И по одному свидетельству, вдовствующая императрица-мать воскликнула: «Я узнаю его, это мой дорогой сын Александр», по другому – сказала: «О, как он изменился! я не узнаю его».

Спустя три десятилетия с лишним в столицах стали распространяться сведения о том, что Александр Первый не умер в Таганроге в 1825 году, а ушел в Сибирь искупать вину отцеубийства – и жил под именем старца Федора Кузьмича (Козьмича).

Лев Толстой очень интересовался этим сюжетом, собирался писать роман об уходе царя с трона и связывал свои планы ухода из Ясной Поляны с преданием о старце Федоре Кузьмиче.

Главные люди в жизни Александра Первого


Аракчеев Алексей Андреевич, граф (1769–1834). Был генералом от артиллерии, военным министром, главным начальником военных поселений. Надежный исполнитель воли императора, центр притяжения консервативных сил, при этом автор плана поэтапного освобождения крестьян. Враг Сперанского, унижающий покровитель Карамзина. Николаем Первым отставлен со всех постов.


Барклай де Толли Михаил Богданович, князь (1761–1816). Прирожденный полководец, был военным министром, генерал-фельдмаршалом, автором плана отступательной войны. До назначения Кутузова (после отъезда императора Александра Первого из армии) был фактическим главкомом русской армии, но подтверждения полномочий не получил. Был использован в качестве громоотвода во время неудачного начала Отечественной войны, поставлен под моральный удар народного недовольства.


С этой книгой читают
Никола Тесла – один из самых известных и загадочных ученых современности. Всей своей жизнью и трудом он заложил основы новой цивилизации третьего тысячелетия и только будущее даст истинное объяснение явлению Теслы, ибо он шагнул далеко вперед. Его разум не был скован тесными рамками, которые принято называть здравым смыслом. До сих пор сложно сказать, что помогло ему сделать свои величайшие открытия в мире: мистика или логика, одаренность или нео
Владимир Ленин – фигура особого масштаба. Его имя стало символом революции и ее знаменем во всем мире. Памятник и улица Ленина есть в каждом российском городе. Его именем революционеры до сих пор называют своих детей на другом конце света. Ленин писал очень много, но еще больше написано о нем. Но знаем ли мы о Владимире Ильиче хоть что-то? Книга историка Бориса Соколова позволяет взглянуть на жизнь Ленина под неожиданным углом. Семья, возлюбленны
Уинстон Черчилль – премьер-министр Великобритании, лауреат Нобелевской премии по литературе, лучший оратор XX века и, наконец, просто человек, признанный величайшим британцем в истории. Можно относиться к нему по-разному считать его героем или злодеем, восхищаться или ненавидеть, но к нему нельзя оставаться равнодушным. Он слишком много сделал для этого мира, для своей страны и для себя самого. Был ли он одарен особыми талантами, которых хватило
Чем велик Пушкин? Он жил и творил двести лет назад, но главное он создал современный русский язык! Литературный стиль восемнадцатого столетия тяжеловесный, приземленный, даже несколько корявый и крайне искусственный, однако Пушкин заменил его на безукоризненно ритмизованную и музыкально-живую речь. Как это часто бывает с людьми талантливыми, Пушкин был непростым человеком. Часто, особенно по-молодости, он позволял себе шокирующие выходки, с больш
Александр Архангельский – прозаик, телеведущий, публицист. Автор книг «Музей революции», «Цена отсечения», «1962. Послание к Тимофею» и других. В его прозе история отдельных героев всегда разворачивается на фоне знакомых примет времени.Новый роман «Бюро проверки» – это и детектив, и история взросления, и портрет эпохи, и завязка сегодняшних противоречий. 1980 год. Загадочная телеграмма заставляет аспиранта Алексея Ноговицына вернуться из стройотр
Как жаль, что русскую классику мы проходим слишком рано, в школе. Когда еще нет собственного жизненного опыта и трудно понять психологию героев, их счастье и горе. А повзрослев, редко возвращаемся к школьной программе. «Литературный навигатор. Персонажи русской классики» – это дополнительные курсы для тех, кто пропустил возможность настоящей встречи с миром русской литературы. Или хочет разобраться глубже, чтобы на равных говорить со своими детьм
Монолог профессора и бунтаря Теодора Шанина похож на приключенческий роман. Предвоенное Вильно, кража хлеба в голодном Самарканде, бегство через Польшу во Францию. Война за молодой Израиль, конфликт с родной страной. Революция 1968 года в Англии. Создание первого в России международного университета.Для всех, интересующихся историей, социальными науками, яркой личностью Шанина.Книга подготовлена к печати магистрами программы «Трансмедийное произв
Роман «Цена отсечения» – остросюжетное повествование о любовной драме наших современников. Они умеют зарабатывать – но разучились выстраивать человеческие отношения. Они чувствуют себя гражданами мира – и рискуют потерять отечество. Начинается роман как семейная история, но неожиданно меняет направление. Любовная игра оборачивается игрой в детектив, а за всем этим скрывается настоящее преступление.
Накануне столетия Большой Русской Революции мы снова и снова пытаемся осмыслить исторический опыт ХХ века и то, что он принес нашей Родине. Дважды за столетие мы добровольно уничтожали свое тысячелетнее государство и потом с огромными усилиями и жертвами восстанавливали его. Зачем были нужны миллионы смертей, кровь, голод и разрушения? Кто виноват? В чем причины массового помешательства граждан и бессилия власти?И самое главное – может ли сейчас,
Император Николай I (1796–1825) был вовсе не бездушным и малообразованным солдафоном, каким его долгое время представляли, он был монархом, немало сделавшим для процветания России. При нем был совершен прорыв в законодательстве, начато строительство железных дорог, подготовлены условия для отмены крепостного права. Однако завершение его царствования пришлось на неудачную Крымскую войну, и это роковым образом повлияло на оценку его заслуг и даже н
"История в рассказах: путеводитель для учителя" – это книга, которая объединяет в себе теорию и практику использования повествования в учебном процессе. Она создавалась с целью вдохновить и направить учителей на новый путь в их профессиональной деятельности, открывая перед ними мир рассказов, которые могут стать важным инструментом в их работе.В данной книге вы найдете разнообразные примеры и методики, которые помогут эффективно использовать расс
В этой книге мы совершим путешествие в мир истории глазами учителя. Мы узнаем, как знания о прошлом влияют на наше восприятие настоящего и формируют наше будущее. Мы поймем, почему важно изучать историю и какие уроки мы можем извлечь из неё. Мы встретимся с великими личностями, совершим сражения, станем свидетелями великих открытий и катастроф. И все это благодаря человеку, который посвятил свою жизнь изучению и преподаванию истории – учителю, тв
Буффонадная исповедь мыслящей человеческой особи, исповедь, от которой временами мурашки бегают по душе, звание олуха – изощрённая, искусная маска, впрочем, намертво приросшая к лицу. Художник и прозаик оперируют здесь разными категориями – изобразительной и повествовательной – и в результате выходит впечатляющая фреска: образ эпохи, «великой и ужасной», порицаемой и благословенной.Содержит нецензурную брань.
Подруги детства Рита и Алиса решили отправиться в солнечную Бразилию. Но не тут-то было! Самолет стал местом действия убийства, и не одного. А дальше, все и вовсе завертелось с невероятной скоростью. Да так, что глаза на лоб полезли. Что происходит на борту самолета? Куда прилетит самолет, и кто из пассажиров убийца? Есть ли на борту самолета бомба? Как разгадать необъяснимые явления и есть ли им реальное объяснение?
"The first two ages have vanished into oblivion. The third is already moving towards its peak. Ancient legends and myths rise from their graves. Lords, mired in intrigue, are ready to play their game. A dreadful infection spreads across the lands of the living. And you are just a splinter. A cog in the wheel that still rolls forward out of inertia…– Oh? So you’re the one who’ll be the killer of the frostbitten? Yesterday, werewolfes stole my goat
Бойся с нами. Бойся как мы. Бойся лучше нас!«Самая страшная книга» возвращается с очередной порцией жутких, интересных, оригинальных историй, среди которых каждый читатель (да-да, и ТЫ тоже!) найдет страх на свой вкус – ведь рассказы для этой книги отбирали такие же читатели.Чего мы боимся? Какие фобии скрываются под этой обложкой? Ужас живет в соседней квартире, хоронится на старых видеокассетах, в таксофонах и радиоприемниках, и под вековечными