Двое мальчишек, обливаясь потом и тяжело дыша, крупными глотками пьют компот на кухне квартиры пятиэтажного новенького кирпичного дома. Парнишкам едва исполнилось по пятнадцать. Возраст и горячность постоянно заставляют друзей спорить и соревноваться. Вот и сегодня пятикилометровый пробег по любимому парку закончился «зарубой» на финише.
– Ты не честно, – прямо в кружку говорит один, – обещал до водопада, а сам на выходе из парка финишировал. Зовут парнишку – Лёшка.
– Ничего я не говорил, – отзывается другой – Серёжка.
– А вот и говорил…
Вечные спутники молодости – максимализм и честолюбие не отпускают.
Небольшой живописный городок был для мальчишек родиной детства. В сотнях таких же городах тысячи мальчишек в восьмидесятые годы прошлого столетия мечтали о будущем. Страна как монумент или скала излучала неминуемые счастье и любовь для каждого.
Когда-то Лёшка и Серёжка пришли в первый класс средней школы номер один. Знакомство очень скоро переросло в дружбу. Ребята были даже чем-то похожи: белёсые волосы, высокие, худощавые и очень активные, на любые спортивные мероприятия первыми вызывались. Жили мальчишки тоже рядом – только что построенные новёхонькие дома напротив стоят. Семьи ребят полгода как переехали. В первые летние каникулы мальчишки стали, как говорится, закадычными друзьями, конечно, не осознавая этого. Обнесённые колхозные сады и парники закрепили дружбу ворованными яблоками и огурцами. А синяки и ссадины от наглых хулиганов с соседнего двора намертво забетонировали дружбу двух пацанов.
У Алёшки ещё в школе открылся талант – «золотые руки». Поэтому после восьмого класса он пошел учиться в престижный лицей на реставратора–краснодеревщика. А Серёжа продолжил учёбу в той же школе. Но класс его сильно изменился – теперь одноклассниками стали ребята сразу из трех школ города.
На весь город всего два класса девятиклассников стало. Такую установку тогда имели школьные педагоги – направлять молодых «строителей коммунизма» в техникумы и ПТУ (профессионально-технические училища).
Серёжа, закончив школу, поступил в военное-морское училище в Ленинграде. И теперь друзья могли встречаться не часто, только в короткие курсантские отпуска.
В один из таких летних отпусков друзья, как и прежде, пробежав кросс, сидели в комнате у Сергея. Алексей рассматривал школьную фотографию десятого класса, в котором учился Серёжа. Многих Лёшка знал сам. С кем-то учился до восьмого, с кем-то на различных соревнованиях встречались…
– А это кто такая? – вдруг спрашивает Алексей, указывая на понравившеюся девчонку.
– Где? А это Оля Климова, из четвертой школы к нам перешла, – отзывается Сергей, – а что?
– Ничего, …красивая, – тянет Алексей.
– Что-то я раньше в тебе тяги к девчонкам не замечал, – смеётся Серёжа.
– Раньше нет, а теперь … познакомь меня, – вдруг восклицает Алексей.
– Во даёт! Куда девалась стеснительность и юношеская неловкость, – искренне удивляется Сергей, – ладно, попробую.
Откладывать задуманное в долгий ящик не стали. Серёжка отыскал школьную записную книжку, полистал и нашел заветный телефон.
– Ну что, звоню? – смеётся Серёжа.
– Нет, погоди, – уверенность друга вдруг сменилась нерешительностью, – а если она не захочет…
– Не дрейфь, – Серёжка уже загорелся инициативой, – я договорюсь о встречи – предлог найдем, а ты со мной придёшь. А дальше как пойдет. Ну?
Лёшка согласно кивает.
В тот день удача была на стороне «охотников». Трубку телефона взяла Оля, и сразу признав одноклассника, принялась расспрашивать его об учебе. Минут десять беседа лилась как горная речка весной. Оля весело рассказывала о себе, об одноклассниках, кто, где и как учится. Лёгкая и весёлая Оля практически сама предложила встретиться. Оказывается, у неё ещё с выпускного остались какие-то фотографии, которые необходимо отдать Сергею.
Договорились о встрече, через час в одном из продовольственных магазинов.
– Ну, все, будь готов! – смеётся Серёжа, – через час…
– Не знаю, …вы так общались, – Алёшка опять в нерешительности, – может ты сам тогда…
– Что сам? Ты чего, обалдел? – Сергей даже присел от такого поворота событий, – она просто хороший человек, мы с ней в школе два года нормально общались. Кстати, я «матешку» (математику, то есть) списывать ей не раз давал, как тебе когда-то. Но чтобы я с ней… Короче, не пойдёшь – я тоже не пойду.
– Всё понял, – повеселел «Ромео», – идем … я быстро … переоденусь только.
– Да ладно, иди в спортивных трусах, – на лестничном проеме кричал Серёжа вслед убегающему Лёшке.
Через тридцать минут друзья шагали по тротуарам любимого города к условленному магазину. Тополиный пух лежал вдоль дороги, трехдневные ливни сменились жарой. Липы стряхнули последние капли и теперь дарили прохожим свежий аромат лета.
За последний год друзья заметно возмужали, подросли – выше ста восьмидесяти пяти оба вымахали. Алексей раздался в плечах, лыжами серьёзно увлёкся. Серёжкины когда-то светлые волосы заметно потемнели, теперь он шатен и усы отпустил для солидности.
– А если я ей не понравлюсь? – не унимается Алёшка, он со своими расспросами уже изрядно надоел другу, – а что говорить? О чём?
– Не боись, она простая в общении, – успокаивает Сергей.