Оценка общего состояния финансов в Российской Федерации заставляет констатировать, что жёсткая позиция коллективного Запада в отношении РФ в определённой степени вызвана его знанием слабостей российских финансов, их “родовых” недостатков, которые самим Западом и были инкорпорированы в российскую экономику и её финансовую систему.
Западу не нужна Россия в качестве технологического, промышленного конкурента, а полезна в качестве поставщика природных ресурсов и даже, возможно, поставщика продукции высокотехнологичного производства, но в качестве компонентов для производства конечной продукции непосредственно в ЕС и в США.
С развитием Россией собственного потенциала Запад не согласен. Развивать производство для получения доходов с целью их дальнейшего вывоза из РФ к ним – Запад согласен.
Недалеко ушёл в этом смысле от западных партнёров и Китай. Западу и Востоку Российская Федерация нужна в основном как источник природных ресурсов и платёжеспособный рынок сбыта своей продукции.
Один из нюансов мировой торговли, в частности, по природным ресурсам, который следует учитывать, заключается в попытках ограничить доступ своего конкурента, например, к российским ресурсам, что явно просматривается в связке ЕС-США. Аналогичное неприятие у США есть и к развитию на основе российских ресурсов потенциала КНР.
России не следует рассчитывать на благоприятное изменение отношений к себе по инициативе США или ЕС. Между данными экономическими гигантами слишком много разных слоёв отношений.
В этой связи России полезно помнить историю процесса “нежного” перемалывания могущества Британской империи в могущество американской империи>1. В ходе данного процесса европейцы изловчились подставлять Россию в качестве “крайнего”, за счёт которого они манипулировали ситуацией.
Соответственно, России предопределено активней воздействовать на отношения с ЕС, направленно формируя позитивные изменения в нём. В качестве противовеса санкциям и в качестве основного инструмента своего воздействия на страны ЕС Россия может успешно использовать развитие собственной экономики.
В частности, российская власть уже продемонстрировала на практике, что возможно и введение контрсанкций против западных партнёров, но не для эмоционального ответа, а для создания условий развития собственного сельского хозяйства, изменения логистики поставок продукции российским потребителям и для диверсификации зарубежных поставщиков сельскохозяйственной продукции на российский потребительский рынок.
В целом, правительство РФ справилось с данной работой. Так, весной 2016 года даже проявился невиданный для РФ феномен снижения цен на овощную продукцию в это время года.
Сокращение кредитования российских заёмщиков больно ударило и сам Запад, так как исчез соответствующий поток доходов из РФ на Запад в качестве дивидендов и процентов по кредитам.
Объём денежных поступлений из РФ, при оценке его воздействия на финансы Запада, не надо сравнивать с оборотами фиктивного капитала в западных финансах, однако этот объём следует сравнивать с тем объёмом денежных средств, которыми банки могут реально оперировать, а не демонстрировать формально на своих балансах.
Иными словами, отсутствие реальных денег из РФ частично блокирует западную (в частности, европейскую) экономику.
Для возвращения европейских партнёров от санкционной практики к нормальному торговому обмену Российской Федерации следует, во-первых, перейти к продаже природных ресурсов, вооружений, продукции сельского хозяйства и рыболовства на рубли.
В зависимости от конъюнктурной ситуации на рынках сырья можно варьировать объём использования swap-операций между ЦБ РФ и банками зарубежных покупателей. Иначе говоря, действовать в финансах следует без “фанатизма”.
При плохой конъюнктуре для РФ, что означает оплату поставок российского сырья исключительно валютой, рубли будут задействованы лишь на стадии проведения непосредственных on-line расчётов между покупателем и российским поставщиком>2.
Если конъюнктура станет благоприятной, то РФ вполне может потребовать оплату своих экспортируемых ресурсов исключительно рублями и без проведения swap-операций между ЦБ РФ и зарубежными банками.
В таком случае покупатели (другие государства) будут вынуждены предварительно позаботиться о продаже своих товаров или услуг в РФ, чтобы получить за них российскую национальную валюту – рубли, которыми и будут в дальнейшем расплачиваться с российскими поставщиками>3.
Иначе говоря, не РФ будет изыскивать способы получения эмиссионных евро, а западные партнёры вынуждены будут искать пути для получения рублей.
В итоге, появится ранее неизвестный феномен: российские предприятия (бизнес) смогут импортную продукцию оплачивать рублями в возрастающих объёмах.
Понятно, что переход на рубли при оплате поставок следует выполнять на рынках той продукции, где продукция РФ более конкурентоспособна, в частности при продаже вооружений.
При этом в первую очередь должны учитываться геополитические интересы России и интересы развития отечественного ОПК, а далее в приоритете – создание интереса к торговле с РФ на рубли посредством предоставления доступа торговых партнёров к покупке российских вооружений, естественно, исключительно за рубли.
Продажа ресурсов за рубли позволит использовать в отношениях со “странами-доминантами” (страны G7) такого эффективного финансового инструмента как “уточнение” РФ оптимального размера своих международных резервов (ведь нет смысла их бесконечно наращивать), а также “уточнение адреса их размещения”.
Во-вторых, для резкого повышения интереса европейских партнёров к росту объёма торговли с РФ необходима устойчивость рубля по его покупательной способности. В очень общем случае можно смело утверждать, что устойчивый валютный курс рубля позволяет косвенно, но сильно стимулировать интерес европейского бизнеса к торговым отношениям с РФ, к прямым вложениям капитала во все отрасли российской экономики, даже в своих прямых российских конкурентов.
Устойчивость рубля в среднесрочной и долгосрочной перспективе необходима в целях развития торговли на рубли, для существенного увеличения товарооборота и для усиления взаимной интеграции экономик РФ и ЕС на качественно более благоприятной для всех основе.
Устойчивость валютного курса рубля, тем более его рост, позволит быстрее отказаться от использования доллара (и других валют) в качестве средства исполнения платежей во внешнеторговых операциях и в качестве средства накопления и сбережения капиталов.
В данном контексте настала пора установить прагматичные отношения Центробанка РФ с Европейским центральным банком (ЕЦБ).