Читателю, открывшему эту книгу, наверняка знакомы такие понятия как психотип, радикалы, истероид, эпилептоид, шизоид и т. д. Сегодня в интернете есть масса информации на эту тему.
А если Вы, читатель, ещё не знакомы с этими терминами, Вы можете прочитать мою первую книгу «Почему люди разные? Психотипы» или посмотреть мои ролики на Ютубе. Или же просто набрать в поисковике «психотипы, семь радикалов». Это поможет Вам побольше узнать о психотипах. Даже если Вы не имеете ни малейшего представления о психотипах, но Вам интересно изучать себя и окружающих людей, то эта книга позволит Вам открыть интересные и полезные для жизни знания.
Часто для понимания происходящего во взаимоотношениях между людьми, особенно в семейных парах, в романтических отношениях, в воспитании детей, я, как практикующий психолог, рекомендую ознакомиться с психотипами. Это позволяет понять себя, своего партнера, своего ребенка, родителей, коллег и партнеров по бизнесу. Это дает возможность осознать простую и очевидную вещь, которую мы часто упускаем из виду во взаимоотношениях с людьми. Люди разные не только по своим физическим или интеллектуальным возможностям, но и по психическим или психологическим.
Мы все понимаем, что у нас у всех разные характеры. Однако негодуем на тех, кто поступает не так, как поступили бы мы в аналогичной ситуации, выражая своё негодование самыми разными способами. В этот момент мы считаем другого человека неправильным или, как минимум, считаем неправильными его поступки, не понимая, что он просто-напросто по-другому видит мир, по-другому его чувствует. На него по-другому влияют внешние обстоятельства, даже если он придерживается точно таких же установок и убеждений, как и Вы. По-другому, в зависимости от его стратегии.
Стратегии – это и есть эпилептоиды, шизоиды, истероиды… И когда говорят, что человек истероид или эмотив, это означает, что он использует данную стратегию взаимодействия с миром, с социумом. Стратегию принято называть радикалом. Поэтому правильно говорить, что в психотипе человека присутствуют, например, истероидный и шизоидный радикалы. Причем, использует эту стратегию человек не преднамеренно, а неосознанно. Пока не узнает о психотипах (шутка). Так как узнав о психотипах, и о своём психотипе в том числе, человек всё равно продолжает использовать определенную стратегию на неосознаваемом уровне. Потому что она закреплена в его психике, если можно так сказать, на уровне нейромедиаторов, которые управляют человеком через позитивные и негативные подкрепления.
Так вот, в зависимости от этих стратегий, одна и та же задача решается разными людьми по-разному. Для иллюстрации приведу здесь шутку из моей первой книги. Представьте две ситуации: человек увидел тонущую собаку или нашел кошелёк. Что разные психотипы будут делать в этих ситуациях?
Эмотив: «Жизнь собаки не менее важна, чем жизнь человека. Собаку надо спасти, накормить, доставить в больницу, найти её хозяина или новый дом. Надо обязательно, и как можно скорее, найти хозяина кошелька, а то он, наверное, сейчас сильно переживает».
Гипертим: «Спасти собаку по приколу. А кошелёк, конечно, можно и отдать, но без денег. Деньги можно прогулять. Но я их обязательно отдам, когда-нибудь». (Помните фильм «Тупой и ещё тупее»? Два великовозрастных оболтуса везли отдать сумку с миллионом, который по дороге безрассудно потратили.)
Тревожный: «Лучше пройти мимо, вдруг в кошельке бомба, а собака бешеная».
Эпилептоид: «Что упало, то пропало. Кошелёк теперь мой, а собака… Какая собака? Дворняга? Пусть плывет, в другой раз не будет такой растяпой. Если выживет, конечно. Слабым не место в этом мире».
Педант: «По закону я должен отнести кошелёк в стол находок или в полицию? Собака в воде? Она не должна быть там. Надо посмотреть, что я могу сделать, чтобы вытащить из воды животное».
Паранойяльный: «Это безобразие, куда смотрит государство? Кошельки теряются, собаки тонут. Надо сменить власть. Всё, выходим завтра на площадь».
Истероид: «Смотрите все, какой я честный и смелый. Я найду хозяина этого кошелька и сейчас прыгну в воду, чтобы спасти это бедное животное».
Неустойчивый: «Так (оглядываясь), никто ведь не видел, как я подобрал кошелёк? Ого! Собака тонет. Интересно, я попаду в неё вон тем камнем?»
Шизоид: «А вообще, зачем людям деньги, а собакам жизнь?»
Паранойяльный шизоид (Илон Маск): «Надо придумать кошельки, которые сами ищут своих хозяев. А собакам, на случай попадания в воду, приделать искусственные жабры. И тогда они смогут жить под водой и будут пасти для людей рыб и крабов».
Читатель, наверное, заметил, что последний вариант в отличие от других – двойной, то есть в нём есть сочетания двух радикалов, двух стратегий. Именно так и происходит в жизни.
Практически нет людей, которые бы использовали только одну стратегию. Чаще всего ведущими бывают две, а то и три стратегии. По ним и типируется психотип человека. К примеру, тревожный истероид и паранойяльный истероид – это ну очень разные типы. Их будет объединять лишь умение играть различные роли, но будут отличать способы играть эти роли, самооценка, а главное – мотивы и стремления.
Например, паранойяльному истероиду обязательно нужна власть (Дональд Трамп, Александр Лукашенко, Эммануэль Макрон), чтобы быть самым главным и известным и пользоваться всеми привилегиями, которые дает им власть.
Эмотивный истероид (принцесса Диана, Бриджит Бардо) будет между светскими раутами и киногастролями показывать, как она помогает бедным детям или бороться за спасение бездомных животных.
А вот паранойяльный эмотив (мать Тереза) будет организатором крупных предприятий и станет самым главным по спасению обездоленных людей, детей или животных.
Поэтому недостаточно определить человека как шизоида или эпилептоида. Нужно обязательно знать и второй или даже третий радикалы в его психотипе. Вот тогда и можно с высокой вероятностью определить, что движет человеком, какие смыслы, к чему он будет стремиться, как будет поступать в тех или иных ситуациях, как будет взаимодействовать с окружающими и воспринимать те или иные события.
К примеру, мы с женой, которая также является психологом и соавтором этой книги, используем знания о психотипах не только в своей работе. В социальном взаимодействии мы всегда стараемся определять психотипы людей, с которыми общаемся. И учитываем это как в деловом сотрудничестве, так и просто в общении.
Например, сдавая в аренду один из кабинетов в нашем центре, мы, видя гипертимный радикал в характере человека, понимаем, что с ним будет просто и легко взаимодействовать, но скорее всего, если за ним не будет контроля, гипертим постарается не указывать всё то время, которое он провел в кабинете. А выбирая стоматолога, мы хотели бы видеть в нём эпилептоидность, что будет говорить о его старательности, тщательности и скрупулёзности, а также эмотивность, которая будет гарантировать уважительное и доброжелательное отношение к клиенту.