Анна Болейн. Об истории этой удивительной женщины написано столько, что добавить что-то новое представляется весьма сложным. Глядя на портреты мастеров того времени, можно сказать, что обладала она незаурядной энергией и необыкновенным умом, если смогла добиться английского престола с такой неброской внешностью.
Маленькая Анна Болейн получала свое образование, будучи на службе в качестве фрейлины королевы Клод при французском дворе. Туда она была отправлена вместе со своей сестрой Марией. Когда отношения между Франциском I и Генрихом VIII были вконец испорчены, юные английские фрейлины были вынуждены вернуться в Англию.
Впоследствии Анна Болейн была второй женой известного английского короля Генриха VIII. История их любви начиналась очень красиво и романтично. Казалось, что настолько сильные чувства со стороны короля никогда не угаснут, ведь ему пришлось довольно длительное время завоевывать сердце юной девушки. Однако нужно отметить, что некоторые историки не верят в искренность чувств короля к Анне. Они предполагают, что его действия по отношению к девушке были связаны с желанием иметь наследников мужского пола, так как в браке с женой Екатериной Арагонской у них родилась только дочь Мария.
Тем не менее, Анна Болейн осталась одной из самых «роковых» героинь мировой истории. Подобно почти всем этим героиням, она вовсе не была красива. Черноволосая худощавая смуглянка – и это в те времена, когда мода требовала от красавиц приятной пышности форм, ослепительно белой кожи, золотистых волос – именно такой была сестра Анны – Мария, фрейлина королевы, фаворитка короля, мать его ребенка.
В ранней юности Мария Болейн путешествовала во Францию в свите сестры Генриха Восьмого – Марии Тюдор – и уже там начала вести довольно легкомысленный образ жизни, став временной подружкой французского короля Франциска и нескольких его придворных. Репутация Мэри Болейн была совсем не идеальной, и, естественно, это наложило отпечаток и на общественное мнение относительно ее младшей сестры – поэтому, когда Анна появилась при дворе Генриха в качестве фрейлины его жены, Екатерины Арагонской, и юную смуглянку – хорошо образованную, прекрасно танцующую, превосходно играющую на лютне – заметили светские молодые люди, рассчитывать на приличный брак ей было сложно. Тем не менее, Анна при дворе пользовалась большим успехом у молодых дворян – и влюблялась сама – молодой Генри Перси платил ей взаимностью, влюбленные планировали брак, несмотря на возражения отца Генри, графа Нортумберленда, считавшего будущую невестку недостаточно знатной и недостаточно добродетельной для своего сына.
Но все же граф уступил, и приготовления к свадьбе начались и… в это время на юную Анну внимание обратил король. Он-то и не дал разрешения на брак, мотивируя это опять-таки недостаточной знатностью невесты, в чем ему усиленно помогал кардинал Уолси, недолюбливающий всю семью Болейнов.
Королю Генриху на момент встречи с Анной было всего лишь чуть более тридцати лет. Вполне счастливую семейную жизнь его с Екатериной Арагонской омрачало лишь отсутствие сына-наследника. Из многочисленных детей, рожденных королевой, выжила только дочь Мария (будущая Кровавая Мэри), но отношения между Генрихом и Екатериной были (несмотря на некоторые кратковременные увлечения короля, на которые королева смотрела сквозь пальцы) вполне теплыми и доброжелательными. Но в жизнь королевской четы стремительно ворвалась черноволосая фрейлина и растоптала своими атласными башмачками не только счастье, здоровье и жизнь Екатерины Арагонской, но и спокойствие и религиозные традиции всего английского королевства.
Все очаровывало Генриха в Анне – ее большие черные выразительные глаза, то огненные, то бархатные, роскошные волосы цвета воронова крыла, ее изысканно-стройная фигура, гибкая грация движений, острый ум и острый язычок, умение безупречно-элегантно одеваться, угадывающаяся в ее манерах безудержная страстность, и ее низкий хрипловатый грудной голос, ее пение. Сам талантливый музыкант, страстный любитель музыки (до нашего времени дошли его любовно оформленные нотные тетради), Генрих не мог не оценить музыкальных способностей, виртуозной игры на лютне, утонченного вкуса в подборе песен и завораживающего голоса своей новой пассии. Он оказывал Анне поистине королевские знаки внимания, но «мучительница милая», не желая пополнять ряды монарших «живых игрушек», памятуя судьбу своей сестры, холодно и высокомерно отклоняла все приношения и воздыхания. Был ли это реванш за расторгнутую помолвку с горячо любимым Генри Перси? За не сложившуюся личную судьбу сестры? Или уже какие-то амбициозные планы зрели в гладко причесанной головке молоденькой фрейлины? Но пока эти планы никак себя не проявляли, а леди Анна пела своим удивительным голосом, подыгрывая себе на лютне, романс, написанный для нее еще одним ее воздыхателем – ее кузеном, известным поэтом сэром Томасом Уаттом, который также претендовал на брак с ней, – но получил отказ уже от родителей девушки – браки между близкими родственниками в Англии того времени не были возможными.
Сестра Анны – Мария (Мэри) Болейн была совершенно другой! Покладистая, мягкая… В период пребывания во Франции у нее, предположительно, было несколько романов, возможно, включая самого короля Франциска, который год спустя отозвался о ней как о «большой любительнице приключений, самой бесстыжей из всех». Когда отношения Марии с королем прекратились, она начала искать утешения в других любовных связях, что в конечном счете и привело к тому, что она была вынуждена покинуть французский двор и вернуться в Англию. Родители Марии были крайне озабочены поведением своей дочери и испытали облегчение, когда смогли вернуть ее в Англию. Она получила должность фрейлины при Екатерине Арагонской, королеве Англии, при которой и оставалась в последние десять лет их брака с Генрихом VIII.
Через год после возвращения в Англию, 4 февраля 1520 года, Мария выходит замуж за Уильяма Кэри, состоятельного вельможу с большими связями, который был приближенным короля. Генрих VIII был приглашен на церемонию бракосочетания, и, возможно, через некоторое время он завязал отношения с Марией. Эта неясность относительно начала их отношений имеет несколько факторов. Во-первых, неизвестно, как долго продолжался их роман. Во-вторых, они никогда не афишировали своих отношений, Мария не относилась к тому типу женщин, которых интересовали слава, богатство и влияние, в отличие от королевских фавориток во Франции. Ходили слухи, что один из ее детей или даже оба были рождены от Генриха VIII. Один из свидетелей утверждал, что сын Марии, Генри Кэри, был как две капли воды похож на Генриха VIII. Джон Хэйл, викарий Айлворта, через десять лет после рождения ребенка рассказывал, что познакомился с «молодым мистером Кэри, про которого утверждают, что он бастард короля Генриха». Но, кроме слухов, нет никаких доказательств того, действительно ли сын Марии Болейн был королевским отпрыском. Документы того периода утверждают, что Генри Кэри родился в 1526 году, когда, как считается, отношения между королем и Марией уже были прекращены. Когда Анна в 1532 году сопровождала Генриха VIII в официальном визите во французский Кале, Мария была одной из ее компаньонок. Анна была коронована 1 июня 1533 года и родила свою первую дочь, ставшую впоследствии королевой Англии Елизаветой I, той же осенью, 7 сентября. В 1534 году Мария тайно вышла замуж за Уильяма Стаффорда, человека незнатного и небогатого. Историки полагают, что это был брак по любви, потому что нет никаких других предположений относительно того, что побудило ее вступить в брак с человеком низкого социального положения. Когда семейству Болейн стало известно об этом браке, пара была выдворена со двора самой же королевой Анной.