Антуан Филипп князь де Тальмон де Ла Тремойль.
На этот раз мой рассказ пойдет об Антуане Филиппе князе де Тальмоне де Ла Тремойль (Antoine Philippe, prince de Talmont de la Trémouille) или просто князе Тальмоне (в России любят писать «принц», хотя этот титул традиционно переводится как «князь») одном из вождей восставшей Вандеи, начальнике кавалерии Королевской и Католической Армии. Как и Кателино и Лескюру ему отведен традиционный абзац в энциклопедическом словаре Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона и в русскоязычной Википедии.
Больше ничего, однако, при большом желании читатель может найти в русскоязычном интернете всевозможные скабрезные истории про князя (как впрочем, и про эротические похождения Шаретта), но фактически ничего про этапы его боевой биографии, хотя князь принимал участие в 68 боях во время восстания Вандеи.
Ситуация не удивительная и довольно характерная, и для её преодоления мною и затеян цикл книг «Герои Вандеи. За Бога и Короля». Итак, я начинаю свой рассказ.
27 сентября 1765 года в Париже в семье герцога де Ла Тремойля, пэра Франции, полковника Французского гренадерского и Аквитанского полка (где служил в будущем Боншамп), бригадира и полкового маршала, родился сын, названный при крещении Антуаном Филиппом. Он был вторым сыном герцога от второго брака. Мать, княгиня Мария-Максимиллианна Зю Сальм-Курбург, подарила Жану Бретану четырех сыновей, Шарля-Бретана, Антуана-Филлипа, Шарля-Годфруа (будущего аббата) и Луи-Станислава.
Как по материнской, так и по отцовской линии, род Антуана Филиппа был древен, знатен и богат. Основатель фамилии де Ла Треймойль, Пьер был внуком Гийома третьего, графа Пуату, в 1040 году было основано баронство де Ла Тремойль, бароном которого Пьер и стал. Тальмон, это название земель в Пуату, и одновременно города расположенного в трех лье от Сабль—де-Олоне, которые впоследствии вошли в баронство. Столица их, Тальмон-сюр-Жиронда, была основана английским королем и аквитанским герцогом Эдуардом первым в 1284 году.
Княжество же Сальм-Курбургское, чьей урожденной княгиней была мать Антуана, было независимым немецким княжеством в «Священной Римской Империи».
Так что только по одной генеалогии князя де Тальмона можно написать целую книгу. По отцовской линии князь де Тальмон был в родстве с Бурбонами, по материнской, с королями Пруссии и Англии!
еще один портрет князя
Антуан Филипп получил домашнее образование, как это тогда было принято у знати, и это образование было блестящим, родители денег на учителей не жалели! Мальчик увлекался историей, любил читать книги о крестовых походах и деяниях своих предков, четверо из них принимали участие в крестовых походах, ему было чем гордиться! Любил животных, и особенно лошадей, и именно это повлияло, как сейчас говорят «на выбор профессии». Единственная достойная карьера для дворянина-это военная карьера (хотя не исключалась и духовная), но какой род войск выбрать?! Антуанн-Филипп не задумывался над этим вопросом, он предпочел кавалерию.
Об этом мало кто знает, но Антуан-Филипп был братом близнецом, одновременно с ним родился и Чарльз Годфруа ставший в последствие аббатом де Ла Тремойль! Аббат отказавшийся эмигрировать, будет приговорен к смертной казни революционным судом в Париже 15 июня 1794 года. Филипп и Чарльз были похожи как две капли воды, оба атлетического телосложения, блондины под метр девяносто, настоящие красавцы, с них можно было лепить скульптуру Аполлона.
Старшему Шарлю-Бретану и младшему Луи-Станиславу повезло больше, эмигрировав и сражаясь на стороне принца Конде, они благополучно пережили революцию и вернулись во Францию после восстановления монархии. Шарль-Бретан умрет в 1839 году в Париже, а Луи-Станислав в 1837.
Сам Этьен Франсуа де Шуазель направил мальчика в кавалерийскую школу, именно им (де Шуазелем, а не мальчиком) были открыты шесть кавалерийских училищ, а французская кавалерия считалась в то время лучшей в Европе! И естественно Филипп (буду его так называть, как называют его кратко французы), был, чуть ли не с младенчества представлен ко двору.
Интересен следующий факт, простая крестьянка Жанна Коттерро, мать Жана Коттеро, знаменитого Жана Шуана, давшего имя шуанерии, пришла пешком в Версаль, что бы просить Короля помиловать её сына. Она обратилась к Филиппу, найдя его в собственном доме (скорее дворце или особняке) де Ла Тремойлев на улице Святого Доминика в Париже. Сюзерен более 300 приходов, в том числе Лаваля и Витре, в районе которых и жила Жанна (в маленькой деревушке в двух лье от Лаваля и шести от Витре), он дал ей рекомендацию как подать прошение, составил его и можно сказать организовал «случайную» встречу с Королем на прогулке! Во время одной из прогулок Людовика XVI по паркам Версаля, мадам Коттеро бросилась к ногам государя и подала прошение о помиловании.
– Прошу Вас, Сир! Помилуйте моего сына! Мой сын был контрабандистом, но он пошел на это, ради того, что бы прокормить свою мать и своих братьев и сестер! Сборщики соляного налога, разорили нас! Прошу, помилуйте его!
Людовик XVI принял просьбу матери и приказал помиловать её сына.
Версаль
Жан Шуан был освобожден и после своего освобождения, он вступил в Армию (служба в которой тогда была добровольной) записавшись в Тюреннский полк в городе Лиле. И рекомендацию Жану дал все тот же князь де Тальмон, он же выручит Коттеро, когда Жан потеряет важное письмо своего полковника данное ему на сохранение!
Картина отнюдь не вписывающаяся в истории о бесконечной пропасти между простым народом и угнетающей его аристократией.
23 января 1785 года, Филипп женится на Генриетте Луизе Франсуаза Анжелике д’Аргуж. Князь получил в приданое за женой Ашер-ла-Форе и Мен, ставши их сюзереном. И вскоре у Филиппа родится сын, получивший в крещение имя Шарль- Анри.
Не смотря на это, молодой супруг рвется в бой. Он, вместе со своим младшим братом Луи-Станиславом подает прошение о зачислении его в русскую службу в 1787 году. Филипп собрался в Крым, сражаться с турками. Турция выдвинула ультиматум Российской империи, требуя восстановления вассалитета Крымского ханства и Грузии. Получив отказ, 13 августа 1787 года Османская империя объявляет войну России. Де Тальмон же занимает пост офицера в Королевском Кавалерийском Связном полку (Le régiment Royal-Cravates cavalerie) этот полк стоял в то время в Тьонвиле и не собирался покидать пределы Франции. И если бы не революция, служили бы князья де Тальмоны на русской службе. Кстати, после революции, в России оказалось около 15 000 французских эмигрантов и среди них были и профессиональные офицеры, поступившие на службу в русскую армию, но Филипп последовал в конце июля 1789 года за графом д’Артуа в Кобленц.