Русская идея как постижение народом замысла Божия о России
Большинство предлагаемых ныне «национальных идеологий» сводится к тому, что страну надо сделать сильной, богатой и здоровой – и что ей плохо быть слабой, бедной и больной. Однако непонятно, почему естественное стремление любого народа «быть здоровым и сильным» следует считать национальной идеей. Такое стремление ничем не отличается от цели любого биологического организма.
Подлинная национальная идея осознается в сравнении того, чем цель существования данной нации отличается от других. Она требует нравственного оправдания существования своей нации в мире. Поэтому она содержит в себе более высокие цели и ценности, чем биологическое существование народа, и направлена на служение им, порою очень жертвенное и связанное с материальными потерями. Только в таком служении и заключается оправдание жизни как отдельного человека, так и отдельного народа. Поэтому подлинная национальная идея – это идея религиозная, выходящая за пределы материального и временного мира.
Русская идея неразрывно связана с Православием. Однако даже в числе православных авторов, пишущих о национальной идее, многие ограничиваются утилитарными критериями государственной пользы, укрепления народной нравственности, верности традициям предков. Такими понятиями могут оперировать сторонники любой религии и любой традиции, независимо от того, насколько она истинна. Суть же русской идеи именно в служении истине.
Подлинный ее масштаб: только в рамках христианского учения о сотворении мира и человека, о свободе воли и злоупотреблении твари ею, об истоках добра и зла – можно понять смысл истории и место России в нем. Этот масштаб истории – от Адама до антихриста – вообще основа всякого гуманитарного знания, без чего тем более, невозможен разговор о русской идее, которая есть замысел Божий о России и ответное постижение нами и осуществление этого замысла как нашего национального идеала и призвания в истории человечества. Поэтому национальную идею нам надо не изобретать, а вновь осознать, как завещанную предками.
В наше время глобализации внутренняя и внешняя политика государств потеряли четкие границы и слились воедино. Для верного понимания этого процесса и действующих в нем сил тем более необходимо знание о духовной природе мира, в котором мы живем. Поэтому, предполагая, что не все наши новые читатели в достаточной мере владеют этими знаниями, которые Самим Богом открыты людям в Священном Писании, осмыслены трудами святых отцов и хранимы в учении и предании Православной Церкви, позволим себе начать с напоминания некоторых важных основ.
Да и странно было бы оставлять без внимания эти христианские основы в рассуждениях о месте России в мире, поскольку главные ее разрушители в XX веке – и богоборцы-большевики (Ленин с Троцким), и идеологи антихристианской мировой закулисы (Хантингтон с Бжезинским и Фукуямой) – считают именно Православие своим главным врагом. Видимо они, в отличие от их последователей в нынешней РФ – коммунистов и демократов, знают о России какую-то тайну, которая побуждает их к такой ненависти.
Давайте же подумаем о ней и мы, читатель. А если она вам известна – применим это знание к новым событиям в ускоряющейся перед своим концом земной истории. Если же вы не верите ни в Христа, ни в пришествие Его противника, антихриста, то вам все же будет полезно ознакомиться с той системой духовных координат, в которых создавали Россию наши предки, в которых она обрела свое вселенское величие, в которых и сегодня православные надеются спасти ее для выполнения ее последней миссии, а наши вечные противники хотят окончательно погубить.
Историософские координаты противоборства сил добра и зла
Мир был сотворен Богом для бессмертных существ – бесплотных ангелов и людей, созданных по образу и подобию Божию (Быт. 1:26). Богу было угодно сотворить их такими, чтобы они разделили с Богом, как любящим Отцом, радость бытия в его взаимосвязанных качествах истины, добра и красоты, стали соучастниками в благодатной жизни Божьего мира и совершенствовались в своем богоподобии. То есть Бог сотворил их не для автономного существования в соответствии с произвольным хотением каждого: само понятие Творения предполагает замысел о нем Творца.