8.02.2003
Вчера я окончила институт. Пять (у нас еще и с половиной) лет все студенты ждут этого дня. Вот я и дождалась. Но от этого, почему-то, не радостно. Недели через две нам выдадут «корочку», вернее даже не «корочку», а кусок пластика, под названием «диплом». А потом – летите, голуби, летите. На все четыре стороны. Что дальше? А дальше вот что: можно пойти работать на оптовый рынок – лифчики продавать, а можно и в супермаркет устроится: помидоры взвешивать да деньги считать. А ещё можно и пол где-нибудь пометать.
Вчера была защита, а после мы её в моей комнате отмечали. Три бутылки из-под шампанского стоит на подоконнике. Забыли выбросить. А это ещё что на столе валяется? Кусок моего чертежа. Не пригодился вчера. Долой его? Или оставить на память? Оставлю. Пусть лежит. А «Лолита» что здесь делает? Ну и бардак. Хорошо, что вчера посуду помыли. А посуду-то Маша вымыла. Пришла под вечер после нашего застолья и вымыла. Маша – старшая сестра Иры, вернее средняя, у них ещё Оля есть. Три сестрички. И зовут их, как чеховских трёх сестёр. Оля с Машей институт год назад окончили. Оля давно нашла себе комнату с хозяйкой, а Маша до сих пор обитала в нашей общаге в Ирининой комнате. Одна из однокомнатниц Иры была оформлена в общежитии, но жила где-то на квартире с молодым человеком. Этим обстоятельством и пользовались сестрички. Каким образом Маше каждый день удавалось минуть вахту незамеченной, никому не известно.
Так. О чём это я? А, о посуде. Пока мы с Ирой сидели и лениво смотрели телевизор, вернувшаяся с работы и зашедшая ко мне в гости Маша, по собственной инициативе, вымыла за нашей весёлой компанией всю посуду.
Да, не богато живёт современный студент. Папа мне рассказывал, что они свою защиту диплома в «Праге» отмечали. Он в Москве учился.
О вчерашней защите можно долго рассказывать. День был сложный, но весёлый. Заслуживает внимания история Васи.
Расскажу всё по порядку. За неделю до защиты у нас была предзащита.
На предзащите каждый из нас развешивал свои чертежи и плакаты. Что-то рассказывал, отвечал на вопросы, в том числе и на вопрос: «Почему такой-то раздел диплома не подписан преподавателем». Вася вышел последним с единственной фразой: «А у меня нет ничего». И поклялся за неделю всё сделать. 150 листов диплома и около 9 чертежей. Каким образом это можно сделать? Можно. Если за тебя работают деньги. Твои или папины.
Прошла неделя. Защита диплома была назначена на 10 часов. Вася явился в институт в 8.00 к своему руководителю. Тот оказался человеком понятливым, и всё подписал, практически, не глядя. Когда Вася умудрился подписать автоматизацию и экономическую часть (а эти разделы нужно было подписывать у других преподавателей, равно как и раздел «Охрана труда»), сам чёрт, наверно, не знает. А вот упомянутая «Охрана труда» подписывалась во время защиты. Уже ближе к 10 часам, Вася стал распечатывать свои чертежи (они у него были на дискете, в «бумажном» виде у Васи была только текстовая часть – пояснительная записка). Распечатались все, кроме одного. Лист по «Охране труда» не открылся. Что-то с дискетой. Хотели мой повесить. Я защищаться должна была перед Васей. Снять и туда же повесить один и тот же лист, это, конечно, интересно. Но в комиссии же не пьяные сидят и не дураки. Ничего не повесили. Вдруг не заметят, что чего-то не хватает.
Надо сказать, что, прийдя в институт к 8.00, Вася надел на себя первое, что под руку попалось. Хотя, может, он и ночевал-то не дома. В старых джинсах защищать диплом не солидно, и Вася поехал домой переодеваться. И, по неведомой никому причине, прихватил с собой пояснительную записку. Как не трудно догадаться, он её забыл там, перепутав папки.
После того, как мы всё «отстрелялись», комиссия долго совещалась, что делать с Васей. Прогнать совсем и разрешить защищаться через год? Или, всё-таки, послушать? Решили послушать. Вася выступил. На вопросы отвечал так себе (по правде говоря, и я на вопросах комиссии немного сбилась, умеют они спрашивать). Руководитель Васиного дипломного проекта защищал Васю. В итоге решили всё-таки поставить Васе «госоценку», но не сейчас, а когда представит весь дипломный проект полностью. И Вася тут же отправился домой за пояснительной запиской. Он даже не явился ко мне в комнату отмечать окончание института. А все мы вместе с магистрами (сегодня защищались специалисты, а магистрам ещё предстояло учиться полгода, но они все пришли к нам на защиту) пошли в общагу праздновать.
11.02.2003
Когда выдадут диплом – никто не знает. Сегодня я звонила домой. Мама говорит только одно: «Ищи работу, ищи работу». А как искать без диплома? А что я буду на собеседовании рассказывать?
14.02.2003
Всё-таки надо как-то искать работу. Свою преддипломную практику я проходила на одном очень известном фармацевтическом предприятии и решила туда сходить. Как говорится, чем чёрт не шутит. С проходной я позвонила в отдел кадров и спросила о вакансиях инженера-технолога, химика или микробиолога. Конечно же, мне пришлось сказать, что институт закончила неделю назад. Мне ответили: «Чтобы работать технологом, нужно не меньше года проработать технологом» Причём, это было сказано таким тоном, что у меня было чувство, будто меня собаки облаяли. Мадам на том конце провода, естественно, не объяснила где взять этот год. И не купишь. А диплом можно купить. Обидно, но он-то настоящий! На проходной лежали анкеты для желающих устроиться на работу. Я взяла одну и заполнила. Так, на всякий случай.
17.02.03
На нашей кафедре мне дали телефоны всех известных фармпредприятий. Надо сказать, что специальность наша называлась «биотехнология», мы технологи биосинтеза. Но отечественный синтез (и био, и органический, и неорганический) приказал долго жить ещё после развала Советского Союза. Заводов биотехнологических у нас нет, поэтому практики (их было две) мы проходили в основном на фармпредприятиях. Это достаточно близкая к нам отрасль промышленности, и наш диплом давал нам право работать подобных предприятиях. Учебная программа включала в себя некоторые предметы, необходимые технологу фармацевтического завода.
Итак, я стала искать работу на фармацевтических предприятиях города, в котором училась. Вначале я позвонила на самые известные, так сказать «тигры» отечественной промышленности. Мне отвечали везде примерно одно и то же. Всё сводилось к тому, что такие как я не нужны. Вообще-то на кафедре предупреждали: на самые «крутые» предприятия лучше не звоните. Вряд ли что-нибудь получится. Чем ниже уровень завода, тем выше шансы. Звонила я и на заводы рангом ниже. Всё то же.