Постановления Государственного Комитета Обороны СССР.
Рассмотрим статью "Военной энциклопедии" 1994-2004 гг. (том 2, с. 467):
"ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ОБОРОНЫ (ГКО) – чрезвычайный высший государственный орган СССР в период Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945 гг. Образован 30.06.1941 совместным Постановлением Президиума Верховного Совета СССР, ЦК ВКП (б) и СНК СССР в составе И.В. Сталина (председатель), В.М. Молотова (заместитель председателя), К.Е. Ворошилова, Г.М. Маленкова, Л.П. Берии "ввиду создавшегося чрезвычайного положения и в целях быстрой мобилизации всех сил народов СССР для проведения отпора врагу, вероломно напавшему на нашу родину". В феврале 1942 г. в ГКО дополнительно введены А.И. Микоян, Н.А. Вознесенский, Л.М. Каганович, в ноябре 1944 г. вместо К.Е. Ворошилова включён Н.А. Булганин. Прообразом ГКО послужил Совет Рабочей и Крестьянской обороны периода гражданской войны и военной интервенции. ГКО наделялся всей полнотой власти на территории СССР, т.е. все партийные, советские, военные, общественные органы и организации, а также граждане ССР были обязаны беспрекословно выполнять его решения и распоряжения. Всего за годы войны ГКО СССР принял около 10 тысяч нормативно-правовых актов, которые имели силу законов военного времени. На основе общих политических целей и задач, определявшихся Политбюро ЦК ВКП(б), ГКО осуществлял реорганизацию государственного аппарата и центральных органов военного управления в связи с особенностями военного времени; определял задачи военной экономики и концентрировал усилия государственных, партийных и хозяйственных органов на их выполнении; принимал меры к восстановлению разрушенного войной народного хозяйства; определял общую численность ВС СССР, соотношение видов ВС и родов войск; принимал решения об изменении их организационной структуры, штатов, о формировании новых частей, соединений, объединений, о назначении высшего командного состава; регулировал отдельные вопросы прохождения военной службы личным составом; определял объём и сроки призывов и мобилизаций; утверждал новые образцы, планы производства оружия, боеприпасов, боевой техники, военного имущества и другой продукции оборонной промышленности; принимал меры к укреплению дисциплины в Советских ВС, правопорядка в стране; устанавливал ответственность за отдельные правонарушения, совершённые в условиях войны; участвовал в организации социалистического соревнования в оборонной промышленности; решал некоторые вопросы межгосударственных отношений (о создании на территории СССР иностранных военных формирований, закупке техники, вооружения и другого имущества за рубежом); определял правовой статус различных советских органов, созданных за границей в период войны, а также правовое положение советских войск на территориях освобождаемых от фашизма государств, порядок их взаимоотношений с местными властями и др. Военно-стратегическое руководство вооружённой борьбой ГКО осуществлял через Ставку Верховного Главнокомандования. Представители ГКО выезжали в действующую армию для оказания помощи в организации и обеспечении боевых действий.
Между членами ГКО были распределены обязанности по руководству важнейшими участками деятельности. Так, вопросами производства вооружения и боеприпасов занимался Берия, самолётов и авиационных моторов – Маленков, бронетанковой техники – Молотов, продовольствия, горючего и вещевого имущества – Микоян, железнодорожных перевозок – Каганович, за подготовку новых войсковых формирований для действующей армии отвечал Ворошилов и т.д. Члены ГКО не освобождались от ранее занимаемых партийных и государственных должностей, опирались в своей деятельности на возглавляемые ими центральные органы и, кроме того, имели одного или несколько заместителей (помощников) по отдельным видам вооружения и обеспечения. При членах ГКО были созданы рабочие группы, в которые входили видные конструкторы, инженеры, плановики, производственники, специалисты по танкам, самолётам, артиллерии, радиоэлектронике, по снабжению армии горючим, продовольствием, снаряжением. Принятые решения вступали в силу немедленно и исполнялись через аппараты ЦК ВКП(б), СНК СССР, наркоматов, прежде всего Наркоматов обороны и ВМФ, а также уполномоченных ГКО. Отдельные задания поручались секретарям компартий союзных республик, крайкомов и обкомов партии, наркомам и их заместителям, видным учёным, руководителям местных органов власти. Масштабы, сроки деятельности уполномоченных ГКО определялись характером выполняемого задания. Наделённые чрезвычайными полномочиями, они имели большие возможности для успешного выполнения поставленных ГКО задач. При ГКО действовали комитеты: транспортный, трофейный, по радиолокации, особый комитет (занимался репарациями, трофейным промышленным оборудованием и т.д.); задания ГКО выполняли другие органы управления. Некоторые из них создавались по мере необходимости. К числу органов, существовавших более продолжительное время, относилось Оперативное бюро ГКО, образованное 08.12.1942 в составе Берии (председатель), Маленкова, Микояна, Вознесенского, Булганина. На него возлагалась обязанность осуществлять контроль за текущей работой всех наркоматов оборонной промышленности, наркоматов путей сообщения, чёрной и цветной металлургии, электростанций, угольной, нефтяной, химической промышленности, а также "за делами составления и исполнения планов производства и снабжения указанных отраслей промышленности и транспорта всем необходимым". Весной 1944 года в ведение Оперативного бюро ГКО дополнительно были отнесены наркоматы резиновой, бумажно-целлюлозной и электротехнической промышленности. 22.08.1944 ГКО отнёс к компетенции Оперативного бюро вопросы, связанные со снабжением Красной Армии и предприятий оборонной промышленности продовольственными и промышленными товарами. Для подготовки к рассмотрению Оперативным Бюро ГКО вопросов снабжения, а также для проверки потребности в продовольственных и промышленных товарах и выявления дополнительных товарных ресурсов было признано необходимым создать Комиссию при Оперативном бюро в составе Микояна, Вознесенского, А. В. Любимова.
Большое внимание ГКО уделял руководству борьбой советского народа в тылу врага. С этой целью в мае 1942 года по решению ГКО при Ставке Верховного Главнокомандования были созданы Центральный штаб партизанского движения и местные штабы партизанского движения. Во многих городах прифронтовой полосы были образованы местные чрезвычайные органы – городские комитеты обороны, объединявшие под своим руководством всю гражданскую и военную власть на местах.