Михаил Владимирович Тимошенко, Виктор Николаевич Баранец - Армия России. Защитница или жертва? Как мы снимали Сердюкова

Армия России. Защитница или жертва? Как мы снимали Сердюкова
Название: Армия России. Защитница или жертва? Как мы снимали Сердюкова
Авторы:
Жанры: Военное дело / спецслужбы | Публицистика
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2014
О чем книга "Армия России. Защитница или жертва? Как мы снимали Сердюкова"

Эта книга «тандема» авторов – военного журналиста и военного эксперта. Они знают, о чем говорят: оба отслужили в армии по 30 лет. А говорят они о том, что происходило с Российской армией в последние годы и происходит сейчас. Это попытка аналитиков с запредельной откровенностью осмыслить проблемы реформирования военной машины государства, вскрыть их подлинные причины. Это и профессиональный взгляд в завтрашний день армии. Это и диалог с такими же профессионалами или с простыми гражданами, далекими от военных дел, но желающими понять, куда шла и идет реформа Вооруженных сил России.

Бесплатно читать онлайн Армия России. Защитница или жертва? Как мы снимали Сердюкова


© В. Баранец 2014

© М. Тимошенко 2014

© Книжный мир 2014

К читателю

Эта книга «тандема» авторов – военного журналиста и военного эксперта. Они знают, о чем говорят: оба отслужили в армии по 30 лет. А говорят они о том, что происходило с Российской армией в последние годы и происходит сейчас. Это попытка аналитиков с запредельной откровенностью осмыслить проблемы реформирования военной машины государства, вскрыть их подлинные причины. Это и профессиональный взгляд в завтрашний день армии. Это и диалог с такими же профессионалами или с простыми гражданами, далекими от военных дел, но желающими понять, куда шла и идет реформа Вооруженных сил России.

Одна часть книги – беседы авторов между собой и со слушателями на актуальные военные темы в эфире радиостанции газеты «Комсомольская правда», а другая – их аналитические публикации, репортажи и интервью по той же тематике.

1. Реформы по-сердюковски

Зигзаги военной реформы

Гость – полковник Михаил Тимошенко. Ведущий – обозреватель КП, полковник Виктор Баранец.


В. Баранец: – Говорить мы будем о том самом главном, что сегодня происходит в армии – о военной реформе. Будем говорить с неким шекспировским состраданием, с гоголевским сарказмом, присущим моему собеседнику, будем говорить о проблемах, будем размышлять о них, будем задавать друг другу самые жгучие, самые актуальные вопросы. Тема нашего разговора – «Зигзаги военной реформы». Что мы с Михаилом понимаем под зигзагами? То, что некоторые решения по реформированию армии похожи на шараханье из стороны в сторону, или откат назад, или просто нелогичные шаги.

М. Тимошенко: – Вообще говоря, зигзагов не несколько и не по некоторым направлениям, а по всем. Удивительно, что их всего лишь столько. Потому что если доверять – а кому еще доверять, если не начальнику Генерального штаба, который сказал, что на реформу вынуждены были пойти без глубокой проработки?

В. Баранец: – Да, это было сказано на офицерском собрании…

М. Тимошенко: – Он обижался на военную науку. Она-де, не указала путей и не дала рецептов, а времени на эксперименты у них с Сердюковым не было. Как же тогда назвать то, что они делают? А ведь Путин предупреждал, правда, по другому поводу, мол, лучше бы сначала на крысах экспериментировать…

В. Баранец: – Да, любое серьезное дело, а тем более военная реформа требует хорошо проработанного плана и «пробных шагов» в виде экспериментов. Даже для примитивной деревенской печки замысел и чертеж нужен. А у сердюковских реформаторов он получился каким-то скорым, перекособоченным. Армии даже не сказали, кто автор проекта. Но давай начнем с главного – с офицерских кадров. Итак, известно, что в соответствии с планом перехода армии к новому облику было принято решение из 355 тысяч офицерских должностей оставить лишь 150.

М. Тимошенко: – Ну да, некто Шлыков, невезучий разведчик, экономист по образованию, подсказал сердешным сердюковским реформаторам, что в лучших армиях мира офицеров лишь 15 процентов от общего числа штыков. Правда, армии эти, вроде американской, почему-то никого никогда не побеждали. К тому же Шлыков передергивал: у американцев процент выше – не менее 20. Ну, мы и начали сокращать. А потом, когда дошли до этих 150 тысяч голов, оказалось, что нужно еще 70 тысяч. Это половина офицерского корпуса Вооруженных Сил, ее не хватает. Если же на 70 тысяч увеличить состав офицерского корпуса, то тогда у нас Вооруженные силы должны бы быть не миллион, как определил президент, а полтора миллиона человек при сохранении сердюковской 15-ти процентной доли офицеров.

В. Баранец: – И что в итоге?

М. Тимошенко: – В итоге выходим на тот же процент двадцать два, который был в Советских Вооруженных Силах. С чего начали, к тому же и пришли. Только судьбы людям сломали, да очередь на жилье увеличили.

В. Баранец: – Михаил Владимирович, а где мы будем брать эти недостающие 70 тысяч?..

М. Тимошенко: – Вот и мне непонятно, откуда их брать. Распоряженцы не вернутся точно. А если и вернутся, то далеко не все… Ну хорошо, пусть вернется 5–6 тысяч. Но ведь те, кто подошел к пределу службы, сроков выслуги – они же не вернутся. Им дай квартиру, их бесперспективно звать назад. Многие уже присмотрели места на гражданке.

В. Баранец: – Да-да, многие сами говорят: если нас позовут, мы вряд ли пойдем. Они уже все в мыслях на гражданке. Хотя как знать… Если ситуация изменится, если будут разумные решения, то очень возможно, что кто-то снова захочет послужить…

М. Тимошенко: – Если звать молодых, которых сгоряча уволили… А зачем это молодым? У них перспектива, вполне возможно, сложится на гражданке: базовое образование позволяет. Чай, не на юристов-цивилистов учились, которые ничего страшнее уборки картошки в колхозе не видали, они же черной работы после армейской службы не боятся.

В. Баранец: – Итак, первый зигзаг понятен: планировали оставить в армии 150 тысяч офицеров, но вскоре передумали, и решили, что надо 220 тысяч. Идем дальше.

М. Тимошенко: – Возникает второй вопрос – вопрос военного образования. Ведь если этих людей, распоряженцев-заштатников, не брать, то откуда же новых взять? Если принимается американская парадигма, система подготовки Вест-Пойнта, где три года учат английский язык, отечественную литературу, историю, право и выпекают к четвертому курсу менеджера-бакалавра, добавляя ему за оставшийся год немножко военного образования. Потому что, оказывается, его специальность называется: офицер сухопутных войск, и задача в том, чтобы бедняга-кадет определился за это время, офицером какого рода войск он хочет стать. А дальше мы начинаем удивляться: как это так, американские офицеры боем и огнем управлять не умеют. Вон, на Гренаде полтысячи кубинцев-строителей на аэродроме дожали лишь тогда, когда у тех патроны кончились.

Звонок от Владимира Евгеньевича:– Очень злободневный вопрос вы подняли: а кто же будет служить в наших медицинских учреждениях-подразделениях? Поувольняли в свое время многих в 45–50 лет, а что теперь?

М. Тимошенко: – Поскольку вы явно из тех, кто любит читать книги не только по своей специальности, то вы легко установите, что на сегодняшний день мы недалеко находимся от того состояния, интегрально говоря, в котором находилась Рабоче-Крестьянская Красная Армия в 41-м году. Системы медико-санитарного обеспечения у нее не было. Создавали во время войны. Системы тылового обеспечения у Рабоче-Крестьянской Красной Армии не было. Хрулев ее скопировал с царской армии во время войны. Самое веселое, чего еще у нас не было – у нас не было подготовленных офицеров штабов. У нас отсутствовала организация взаимодействия видов и родов войск. То, что у немцев работало на автомате – взаимодействие с авиацией, артиллерией и танковыми частями. У нас же все это было бог весть как – заваливали поле серыми шинелями. То танки уехали в другую сторону, то летчики не вылетели. Говорить даже не хочется и огорчаться, самому расстраиваться.


С этой книгой читают
Победа в Великой Отечественной войне ковалась не только на фронтах. Она создавалась в тиши кабинетов, за столами переговоров. В переписке с союзниками по антигитлеровской коалиции, которые отнюдь не спешили помогать Советскому Союзу. Которых вполне устраивала ситуация, когда СССР и Германия взаимно ослабляют друг друга.Три года англичане «обещали» Сталину открытие Второго фронта в Европе – начали обещать почти сразу после нападения Гитлера, а в р
Александр Васильевич Суворов – один из величайших российских полководцев, выдающийся военный теоретик. Выиграл несколько десятков сражений, не потерпев ни одного поражения. Его вклад в мировое военное искусство невозможно переоценить. Его заслуга перед отечественной и мировой военной наукой заключается не только в триумфах на поле боя, но и в том огромном теоретическом наследии, которое он оставил. Взгляды Суворова на искусство ведения войны, его
Без знания того, как и для чего задумывалась Первая мировая война, как она начиналась, продолжалась и закончилась, нельзя понять то, что происходит в мире сегодня. При этом политическая история Первой мировой интересна и поучительна сама по себе.Сергей Кремлёв восстанавливает тайную подоплёку происходившего на глазах сотен миллионов людей, и показывает – какие силы двигали миром накануне XX-го века и в его начале, почему произошла Первая мировая
Попытки переписать историю Великой Отечественной войны стали возникать сразу после ее окончания. Но особое тяготение к изменению ее появилось в постсоветский период. Одна из причин заключается в том, что за последние годы ушли от нас многие участники Великой Отечественной войны, воспитанные на патриотических традициях своих предков. В то же время резко поменялись человеческие ценности, нравственные ориентиры, в основе которых – стяжательство, кор
Вместе с огромным приданым Софья Палеолог, царственная наследница византийских правителей, привезла в заснеженную Московию драгоценные книги, которые удалось спасти после падения Царьграда. Жемчужиной коллекции, ставшей основой для знаменитой библиотеки Ивана Грозного, стала так называемая «Голубиная книга». По преданию, она снизошла с небес, ее отправил на землю сам Святой Дух. Неудивительно, что за редкой реликвией начали охоту приспешники Анти
Весь Петербург в панике: город наводнили ядовитые змеи! И ладно бы они просто расползлись из вольеров в зоопарке или удрали у какого-нибудь рассеянного любителя экзотики – нет, змей подбрасывают определенным людям. «Змеиное дело» грозит парализовать ужасом всю культурную столицу. Только аферисту Лене Маркизу не до опасных рептилий. У него появились неожиданные конкуренты, разрушающие его репутацию профессионала, способного уладить практически люб
Еще недавно был Новый Год и соответствующие ему волшебные истории, как подоспел Старый Новый год. Пора поделиться еще одной капелькой волшебства… И очень жаркой постновогодней историей…
В книге раскрываются принципы и особенности французской системы высшего образования. Представлен анализ монополии государства на присвоение ученых степеней уровней бакалавра, лиценциата, магистра и доктора.Уделено значительное внимание существующей практике регистрационных сборов за обучение в государственных вузах. Символический размер этих сборов обеспечивает свободный доступ в университеты Франции. Этому способствует и отсутствие отбора при по