Предисловие Сильвии Бринтон Перера
Чтение книги Элис О. Хоуэлл похоже на разговор с «удивительно деятельной и радостной старой женщиной», о которой рассказывается в одной из историй, приведенных в этой книге. Обучая астрологии, автор дает нам отпить из источника множества древних традиций, каждая из которых, по ее собственным словам, «делает различные акценты или по-разному подходит к одним и тем же вещам».
В очаровательной форме личной переписки автор открывает нам древние представления о стихиях и знаках зодиака, чтобы мы увидели, насколько непосредственное отношение они имеют к нашей сегодняшней жизни. Обучая думать символами, автор помогает нам принять самих себя благодаря пониманию моделей, отмечающих момент нашего рождения и сопровождающих нас на протяжении всей жизни. Затем, переходя с индивидуального уровня к общественному и глобальному, автор предлагает нам общий обзор эволюции сознания, отраженный в смене астрологических эр со времен неолита по сей день.
Применимый к эрам, астрологический символизм создает модели, которые можно увидеть в основе индивидуального развития человека. Он указывает нам на широкие перспективы – как на коллективном, так и на индивидуальном уровне. Этим древним видением некогда обладала каста провидцев, которые наблюдали за звездами и стремились к тому, чтобы человеческая деятельность была настроена на небесные события. Сегодня этим видением руководствуются представители многих профессий, осознающие модели архетипического поля, в соответствии с которыми организована вся наша жизнь.
Такой взгляд на вещи помогает преодолеть буквальность фундаменталистского мышления. Не обладая способностью к пониманию символов, кое-кто из наших современников уподобляется членам секты милленариев[1] и верит в действительное окончание существования природного мира. Оставаясь на этом очень древнем, конкретизирующем, требовательном к деталям уровне психологического развития, такие люди слишком буквально понимают то, что все духовные традиции излагают в форме притч и иносказаний. Эти притчи предназначены для того, чтобы открыть наши умы новым уровням понимания того чудесного, что выходит за рамки слов и одновременно присутствует в повседневной жизни. Страшась конца света в его буквальном смысле, такие люди не способны увидеть, что каждая эра представляет собой некую фазу в эволюции структуры культур и сознания, которое стоит за ними.
Поскольку мы подходим к концу эры Рыб и стоим на пороге начала нового этапа развития – то есть пребываем в состоянии, которое специалисты по теории систем называют «хаотическим состоянием» между старым порядком и новой «областью притяжения», – мы, возможно, в состоянии понять негативную реакцию тех, кто все сильнее сопротивляется грядущим изменениям и все жестче цепляется за устаревающие модели власти. Подобно клиентам психотерапевта, которые вновь и вновь учатся выживать в сумятице подобной трансформации сознания, мы тоже узнаем, благодаря книге Элис О. Хоуэлл, что прецессия эр знаменует собой аналогичную серию общих сдвигов в культуре. Мы можем научиться видеть признаки зарождающихся отношений и сознания. Вспоминая старую китайскую поговорку, мы родились «в интересные времена». Мы можем занять это место, предназначенное нам самой судьбой, и стать свидетелями и участниками глобальных, общественных и индивидуальных изменений, знаменующих собой рождение эры Водолея.
Любовь, что движет солнце и светила.
Данте. «Божественная комедия. Рай. XXXIII. 145»
Может быть, вам будет интересно узнать, как была написана эта книга. 20 лет назад мне предложили написать книгу об использовании астрологии в психотерапии. К тому времени я уже более 40 лет занималась этим предметом. Но я столкнулась с тем, что называется «писательским блоком»: я не хотела писать еще одну «поваренную книгу» по астрологии. Месяцы шли один за другим. А затем я увидела сон. Во сне я писала письма специалисту по юнгианскому психоанализу, которую звали Сильвия Перера. До этого я встречалась с ней три или четыре раза и прочитала ее замечательную книгу «Происхождение от Богини». Я набралась мужества и позвонила ей, поскольку таким сновидениям следует подчиняться. Реакция Сильвии была крайне приятной и вдохновляющей. Результатом стала моя первая книга – «Юнгианский символизм в астрологии», – посвященная архетипическим процессам планет во внешнем мире и внутреннем мире психики. (Сильвия любезно написала предисловие к новому изданию этой книги.)
Затем последовала вторая книга, изначально называвшаяся «Юнгианский синхронизм астрологических знаков и эр». Она впервые вышла в 1990 году. Предлагаемое вашему вниманию обновленное и дополненное издание стало ответом на необходимость разоблачения разрушительного мифа о «конце света», который предположительно ожидается в 2012 году. Я надеюсь, что моя книга станет хорошим объяснением этого события и успокоит читателей! Я выбрала для нее новое название – строчку из Псалма 18 – «Небеса проповедуют славу Божию», потому что на протяжении тысячелетий астрология была ключом к объединению науки и религии. Когда астрологией стали пренебрегать в век разума, религия утратила свои доказательства, а наука – большую часть священных чувств.
В музее науки в Нью-Йорке на генеалогическом древе естественных наук астрология представлена как мать этих наук. Современная астрология, рассматриваемая в качестве символического языка архетипических процессов, объединяет все уровни проявления, и я надеюсь продемонстрировать это в главах книги, предлагаемой вашему вниманию.
Очевидно объективное совпадение природы астрологических знаков, управляющих астрономическими эрами, и религиозных, мифологических и психологических проявлений человечества в истории. Это ясно различимая филогенетическая и онтогенетическая модель последовательности событий, функционирующая в эволюции посредством коллективного бессознательного как на коллективном, так и на индивидуальном уровнях. Впервые в истории мы можем духовно и сознательно сотрудничать в процессе этого развития.
Когда мне было 10 лет, я училась в школе-интернате в Швейцарии. Я нечаянно услышала, как одна учительница спросила свою коллегу, не слышала ли та о конце света, грядущем 10 июня 1933 года. В тот день как раз и было 10 июня, это был день рождения Веры – моей соседки по комнате. Перед тем как лечь спать, я поделилась этой новостью со всеми девочками на нашем этаже. Дрожа от страха, мы договорились собраться у нас в спальне после того, как потушат свет, чтобы встретить конец всем вместе. Я отметила общее напряжение и возбуждение, а также сочувствие к Вере. Примерно в полдесятого мы беззвучно, одна за другой, собрались в спальне, где без слов печально расселись на четырех узких железных кроватях. Мы шепотом делились своими страхами, просили прощения за свои слабости и обнимали маленькую Веру.