– Проходи сюда. Это твоё рабочее место. Ты сегодня одна, у Риммы выходной. Заболела так некстати… Надеюсь, справишься? – Маргарита Аркадьевна, приспустив очки на длинный нос, пристально взглянула на новенькую. – Если что, зови меня, – и мигом скрылась за дверью.
Ася осмотрелась по сторонам. Крохотное помещение, одно из многих в аэропорту. Таких пунктов продажи авиабилетов здесь много. Даже слишком много! Огромная конкуренция! Но, как ни странно, для всех находятся свои пассажиры. Всегда можно заработать, если схитрить, как ей сказала начальница, Маргарита Аркадьевна, или просто Рита. Она сама просила так себя называть. Хотя у Аси язык не поворачивается обращаться подобным образом к своей начальнице, да ещё и старше, намного старше неё.
Девушка сделала пару шагов и плюхнулась в чёрное кресло с высокой спинкой. Включила компьютер, кулер натужно прохрипел и загудел. Но даже его гул не мог нарушить звуков прибывающих и улетающих самолётов. Ася выглянула из-за стойки и увидела как в небо поднимается огромный белый самолёт, а на очереди стоят ещё несколько. Вот, самолёт уже высоко-высоко над землёй. Махнул крылом, яркий луч солнца пробежался по иллюминаторам, блеснул на самом краешке крыла на прощание и вскоре большая белая птица скрылась из виду.
Ася, наконец, очнулась от заворожившего её зрелища и принялась за работу. Из сумки достала тетрадь с записями пройденных коротких курсов по продаже авиабилетов. Открыла страницу с необходимыми командами для работы в системе бронирования и вписалась в систему. Потренировалась, ввела ещё несколько команд: проверила расписание, наличие мест, стоимость билетов по разным направлениям. И не знала что делать дальше. Люди ходили туда-сюда. Никому не нужны были билеты. Тогда Ася заглянула в тумбочку, выровняла кресло и чуть не упала, потянувшись за упавшим на пол карандашом.
Раздался громкий стук. Кто-то постучал по стойке в надежде привлечь внимание авиакассира.
– Девушка, вы тут? – послышался мужской голос, явно недовольный. – Вообще-то, я очень спешу! – громче добавил он.
– Ой! – поднимаясь, Ася ударилась головой о стол. – Да-да, извините. Чем я могу вам помочь?
– Надеюсь, что сможете, – ехидно проговорил молодой человек и помахал распечаткой электронного билета на листе А4, прямо перед лицом девушки.
Ася спокойно взяла в руки его билет и в недоумении пробежалась глазами по чёрным строкам.
– Простите, но чем я могу помочь?
Молодой человек разозлился и выкрикнул:
– У вас что – заело? Зачем вы меня спрашиваете одно и то же? Лучше посмотрите на часы!
Ася взглянула на часы, висящие на противоположной стене высоко над головой пассажира, и спокойно произнесла:
– Двенадцать тридцать.
– Ну?
Ася всё ещё не понимала и тогда пассажир не выдержал.
– А мой самолёт улетел час назад!
– Значит вы опоздали?
– Здорово, наконец-то она сообразила!..
Авиакассир хотела бы ответить ему в том же духе, да не могла. Её бы сразу выгнали с работы. Поэтому она просто промолчала и начала вбивать на клавиатуре нужное ему направление. На экране монитора отобразилось расписание. Следующий рейс был только сегодня вечером. Асе не хотелось ещё больше расстраивать пассажира, но пришлось.
– Следующий рейс в Париж, с прибытием в аэропорт Шарль-де-Голль, отправляется сегодня вечером, в двадцать один ноль ноль.
Конечно, Ася подозревала, что пассажир расстроится, но чтобы настолько!.. Он ударил кулаком о стойку и девушка подскочила на месте. Облокотился руками и уронил на них голову. Что-то злобно прошептал. И когда он снова посмотрел на Асю, лёгкий холодок пробежался по её спине. Со лба скатилась капелька пота и, ударившись о лист тетради, размыла кусочек записи, наспех сделанной шариковой ручкой.
– Переоформляем? – тихонько спросила Ася.
– Да, – грубо ответил он и отвернулся.
Асе предстояло первый раз делать обмен билета, довольно страшную операцию, особенно для авиакассира-новичка. Девушка и так переживала что у неё получится и получится ли вообще, так ещё и пассажир продолжил на неё воздействовать.
– Что вы там копаетесь?
– Извините, это у меня первый раз… – Ася попыталась улыбнуться, но не смогла.
Пассажир грозно взглянул на Асю и тогда ей совершенно перехотелось проявлять дружелюбность. Она уткнулась в монитор. Одновременно начала судорожно листать тетрадь в поисках нужных команд для обмена билета.
– У меня тоже это в первый раз. Я тоже впервые опоздал на самолёт!
– Сочувствую, – искренне вырвалось у Аси, но пассажир воспринял её слова, как издевательство.
– Да как вы смеете смеяться надо мной?
– Я-я… Не смеюсь! – не выдержала Ася и её щёки запылали.
– Нет, вы издеваетесь! Меня вот-вот бросит девушка из-за этого проклятого самолёта… – снова ударил кулаком по стойке. – Я вижу, что вам всё равно! – ткнул он указательным пальцем в сторону Аси.
Ася выпрямила спину.
– Вы учиться на мне будете? Первый раз… Ха-ха! Да чему вас вообще учат? Вот в прошлый раз ваша коллега, кажется, Римма, помогла мне совершенно замечательно! А вы лучше идите и поучитесь где-нибудь ещё, прежде чем оскорблять пассажиров!
Ася не выдержала, захлопнула тетрадь, закрыла лицо своими хрупкими ладошками, поднялась с места и убежала в подсобку. На её пути возникла Рита. Рита взглянула на новенькую, затем на рассерженного пассажира и поняла в чём дело: нужно спасать ситуацию. Широко улыбаясь, начальница подплыла к пассажиру и предложила свою помощь.
Пассажир и Рите успел потрепать нервы, но она – закалённый боец. Её так просто не заденешь, не расстроишь, не испортишь настроение. Она умело пользуется своим положением начальницы и выработанным за долгие годы работы агентом по продаже билетов, стойким невосприимчивым к грубостям характером. Взяв с пассажира внушительную плату за обмен, Рита вручила ему новый билет.
– Благодарим, что обратились к нам, – с чрезвычайно ласковой улыбкой на лице, выражающей всю преданность, искренность и понимание, произнесла Рита, провожая постоянного клиента. – Приятного полёта. Мы всегда рады вам помочь!
– Спасибо, – пассажир успокоился, схватил за ручку чемодан и не спеша прошёл в зал ожидания.
Маргарита Аркадьевна вернулась в свой кабинет. Там её ждала Ася. Кажется, Ася тоже немного успокоилась, хотя её опухшие от слёз глаза и красные щёки, указывали на обратное. Светлые длинные волосы, убранные в густой хвост, растрепались. Чуть слышно она продолжала всхлипывать и вытирать нос бумажным платочком. Рита подошла ближе и положила руку ей на плечо.
– Да не переживай ты! – и махнула другой рукой в сторону кассы. – Тут, знаешь, и не такое ещё бывает, – и закатила глаза к потолку. – Подумаешь, какой-то хам нахамил. Да если бы я так каждый раз рыдала, во мне бы совсем не осталось жидкости. Но, посмотри на меня. – Ася подняла голову. – Я ведь совсем не худенькая как ты? – Рита засмеялась, а Ася едва заметно улыбнулась.