Глава II Ресурсы азербайджанского лобби
– Административный ресурс
– Финансовый ресурс
– Людские ресурсы азербайджанского лобби: политическая составляющая
– Людские ресурсы азербайджанского лобби: журналисты
Глава III Основные каналы азербайджанского влияния и их филиалы в Израиле и их филиалы в Израиле
– Фонд Гейдара Алиева
– Государственный комитет Азербайджана по работе с диаспорой
– Координационный совет азербайджанцев мира
– Всемирный союз азербайджанской молодёжи
– Бакинский международный центр мультикультурализма
– Международный Фонд Евразия Пресс (МФЕП)
– Азербайджанский культурный центр
– «АзИз»
– Международный Центр Низами Гянджеви
«Мягкая сила» азербайджанского лобби в Израиле
Заключение: Возможности для противодействия азербайджанскому влиянию в Израиле.
Библиография
Предисловие
Предлагаемая читателям монография является обзорно-аналитической и посвящена азербайджанскому лобби Израиля. Четкого определения лоббизма нет и поэтому в предлагаемой монографии будет сделана попытка дать собственное определение понятия лобби. В переводе с английского само слово «лобби» означает кулуары. В политическую и правовую лексику термин лоббизм вошел благодаря восемнадцатому президенту США У. С. Гранту (1869—1877), который имел привычку принимать, просителей в гостиничном лобби. Обычай, который завёл во время своего президентства У. С. Грант, быстро стал традицией – не только высокопоставленные американские чиновники в ранге министров, но и сенаторы начали назначать встречи просителям в лобби гостиниц. Там министры, а также сенаторы встречались с разными людьми, выслушивали их просьбы и обещали – зачастую небескорыстно, выполнить пожелания просителей.1
В дальнейшем лоббизм стал популярен не только в Северной Америке, но и в других частях мира. Термин вошёл в политическую и правовую лексику под разными определениями. Например, в Британской энциклопедии под «лобби» понимается любая попытка индивида или группы частных интересов оказывать влияние на решения властей.2
Наиболее точным определением лоббизма, на наш взгляд, является следующее: вид активности, заключающийся в воздействии со стороны физических лиц и представителей негосударственных организаций на органы власти или органы местного самоуправления с целью добиться принятия (или непринятия) ими определённых решений. Лоббист при этом не состоит на службе в органе, который вправе принять (или не принять) нужное решение.3 Лоббизм в целом можно представить как систему организованного воздействия на деятельность административных и законодательных органов власти государства.4 В предлагаемой монографии лобби рассматривается как система экономических, политических и информационных средств и способов воздействия на государство и общество, целью которого является принятие данным обществом и государством выгодных для лоббирующей стороны стереотипов поведения и решений.
Следует отметить, что тема этнических лобби в Израиле и, в частности, – азербайджанского, до настоящего времени не стала предметом специального исследования. Между тем, без фундаментального исследования вопросов, связанных с местом и влиянием этнических лобби на социум и политическую систему Израиля, невозможно составить целостное представление об этой стране. Предлагаемая монография предназначена в первую очередь для того, чтобы в какой-то мере восполнить данный пробел.
В соответствии с поставленной целью, данное исследование решает следующие задачи:
1.Анализ основных факторов в формировании азербайджанского лобби Израиля
2. Анализ структуры и принципов, по которым строится деятельность азербайджанского лобби в Израиле
3. Анализ целей и степени влияния азербайджанского лобби в Израиле
В соответствии с поставленными задачами, предлагаемая монография состоит из трех частей и подразделов, в которых последовательно раскрываются вышеперечисленные вопросы. Среди источников по данному вопросу можно выделить прежде всего материалы, касающиеся структуры и финансовой составляющей Ассоциации Азербайджан – Израиль (АзИз), а также близких к ней структур (например, Фонд СТМЭГИ).
В качестве методологической базы для написания данной монографии использованы методы мир-системного анализа, в частности, для исследования взаимоотношений центра и периферии, когда центром являются политические элиты, а периферией – этнические лобби. На основе мир-системного анализа рассматриваются и отношения между репатриантами и израильскими элитами – в соответствии с триадой: дивергенты, конвергенты и инсургенты.5 Особое внимание в предлагаемой монографии уделяется, во-первых, феномену выделения горских евреев в первые два десятилетия XXI века в могущественную финансовую элиту современной России, и, во-вторых, анализируется вопрос о месте и влиянии этой общины как в еврейских диаспорах, так и в азербайджанско-израильских отношениях.
Заключительная часть предлагаемой монографии посвящена анализу антиармянской деятельности азербайджанского лобби Израиля и вопросам противодействия данным тенденциям. Завершают монографию общие выводы по всем вышеперечисленным вопросам.
Генезис этнических лобби в Израиле
Израиль является страной, где существует перманентный конфликт не только между евреями и арабами, но также не менее проблематичные отношения между различными этническими группами евреев (прежде всего восточными евреями («мизрахим»6) и европейскими (ашкеназим). Неприязнь к евреям диаспоры всегда была частью израильской стратегической культуры. Так, негативное отношение в Израиле к уцелевшим во время Холокоста европейским евреям выразилось прежде всего в официальном названии данной категории репатриантов: «шаарей хаплита» – «остатки беженства».
В фамильярно-разговорном иврите того времени выживших во время Холокоста новых репатриантов называли «сабоним» – мыло, подразумевая тем самым популярный тогда среди израильтян миф о европейских евреях, которые, согласно данному мифу, покорно, как скот на заклание, шли в газовые камеры нацистских концлагерей. Германские репарации заставили руководство страны пересмотреть своё отношение к выжившим в Катастрофе европейского еврейства репатриантам и изменить политику в данном вопросе.