Иоганн Брандштеттер, Эльке Циппель - Бабочки. Основы систематики, среда обитания, жизненный цикл и магия совершенства

Бабочки. Основы систематики, среда обитания, жизненный цикл и магия совершенства
Название: Бабочки. Основы систематики, среда обитания, жизненный цикл и магия совершенства
Авторы:
Жанры: Зоология | Научно-популярная литература | Зарубежная образовательная литература
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: Не установлен
О чем книга "Бабочки. Основы систематики, среда обитания, жизненный цикл и магия совершенства"

В этой уникальной книге, посвященной бабочкам, рассматриваются как единое целое все стадии развития бабочки и весь окружающий микрокосмос, весь спектр взаимосвязей, из которых состоит жизненная среда этих насекомых. Известный немецкий художник Иоганн Брандштеттер в сотрудничестве с биологом Эльке Циппель показывают многообразие сред обитания бабочек – лугов с бедными почвами, верховых болот и болотных лугов, высокогорий, пойменных лесов, тундры, тайги, крайнего севера Евразии, влажных тропических лесов, опушек и лугов с высоким травостоем, пахотных полей и других, а также многообразие самих бабочек, предваряя рассказ кратким введением в основы систематики. Описан внешний вид бабочек, их жизненный цикл, то, чем они питаются и где обитают, как самцы привлекают самок, какие у бабочек существуют враги, как они защищаются от нападений и где, когда и как их лучше наблюдать. В книге учтены самые современные данные и научные публикации по теме, а благодаря потрясающим иллюстрациям издание станет отличным подарком истинным ценителям прекрасного.

В формате PDF A4 сохранён издательский дизайн.

Бесплатно читать онлайн Бабочки. Основы систематики, среда обитания, жизненный цикл и магия совершенства


Johann Brandstetter, Elke Zippel

WIE SCHMETTERLINGE LEBEN

Wundersame Verwandlungen, raffinierte Täuschungen und prächtige Farbspiele


Впервые опубликовано на немецком языке издательством Haupt Bern

Перевод с немецкого Александры Громовой

Научный редактор: М. С. Вишневская, кандидат биологических наук, ведущий специалист СПбГУ (Научный парк, РЦ Хромас)


© Haupt, Bern, Switzerland, 2019

© Johann Bramdstetter, all illustrations

© Громова А. Д., перевод на русский язык, 2021

© Издание на русском языке, оформление. ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус», 2021

КоЛибри®

* * *

Предисловие иллюстратора

Бабочки – чудесные насекомые, часто ослепительно красивые. Они восхищают человека богатством красок и радуют легкостью полета. В то же время многие их виды находятся под угрозой исчезновения и остро нуждаются в защите.

Точные знания о бабочках доступны немногим, а потребности этих насекомых изучают лишь отдельные специалисты, так что от большинства людей тайная жизнь чешуекрылых остается скрыта. Особенно это касается ночных бабочек, которых примерно в десять раз больше, чем ярких красавиц, ведущих дневной образ жизни. Знали ли вы, что многие гусеницы приспособлены к питанию строго определенными растениями и скорее умрут от голода, чем станут есть что-то не то? А о том, почему бабочки в высокогорьях часто имеют необычно темную окраску или что некоторые гусеницы живут в воде? У каждого вида чешуекрылых свои особенности, обеспечивающие его выживание.

Бабочки – часть нашей жизни. Они не только опыляют цветки и служат пищей певчим птицам. Благодаря особенностям жизненного цикла они на протяжении многих тысячелетий во всех культурах ассоциировались с метаморфозами духа и души, став символом легкости и перевоплощений. Чтобы мы и дальше могли радоваться встреченной на весенней прогулке лимоннице или порхающему над летней душистой поляной махаону, бабочек нужно защищать.

Меня жизнь бабочек завораживала с самой ранней юности. Ученый фиксирует свои наблюдения с помощью записей, а я с тех самых пор сохраняю их в виде набросков. Но меня интересует не только бабочка сама по себе, порхающее передо мной яркое чудо. Я все глубже погружаюсь в многообразие взаимосвязей и переплетений, из которых состоит ее жизненная среда в целом. Какие растения ей нужны на разных стадиях развития? Какие особенности характерны для бабочек, а какие для гусениц данного вида? Какие абиотические факторы играют роль? Какие враги угрожают особи? Каждому мотыльку требуется совершенно определенная, подходящая именно ему среда обитания: склон холма, лесная опушка, речной берег… Каждый вид способен выжить только в условиях точной настройки и слаженного действия различных биологических факторов. Быстро становится ясно: чтобы сохранить бабочек, необходим набор строго определенных сложных параметров. Так что эффективная защита отряда чешуекрылых – задача трудная и многоплановая.

Все это стоит перед моим внутренним взором, когда я воплощаю свои наблюдения в рисунке, удерживая в поле зрения весь окружающий бабочку микрокосмос как единое целое… Именно в таком виде мне хочется передать в своих работах магию этих восхитительных созданий, заслуживающих защиты. Мало-помалу у меня накопились изображения небольшой части отряда чешуекрылых, в котором на данный момент известно более 175 000 видов. Эльке Циппель в тексте книги проследила за тайной жизнью изображенных мной насекомых, порой затрагивая и более глубокие взаимосвязи, и вместе с ней мы надеемся, что нам удастся передать читателю свое любопытство и восторг.

Иоганн Брандштеттер

Бабочки и их среда обитания

(1) Желтушка степная, самец; (2) Толстоголовка-запятая, самец; (3) Голубянка аргус, или Аргус большой, самец; (4) Сатир железный; (5) Медведица пурпурная, самец; (6) Голубянка арион, самец (совр. Phengaris arion); (7) Буроглазка мегера, самка; (8) Melitaea didyma – шашечница красная, или дидима, самец; (9) Засушливые луга с песчаной почвой; (10) Известняковые луга с бедными почвами… Почва богата щелочами. Воды здесь больше, чем в песчаной почве.


Скупая почва, пестрое разнотравье: среда лугов с бедными почвами


Издалека открытая поверхность без деревьев кажется сухой и бесплодной. В жаркий летний день воздух дрожит, и пучки травы на песчаной почве как будто отливают серебром. Висит пряный аромат сосен и можжевельника. Вот летит большая светло-желтая бабочка. Плавный полет объясняет название ее семейства: это парусник подалирий (Iphiclides podalirius), одна из самых крупных бабочек Центральной Европы с размахом крыльев до 8 см. Когда подалирий ненадолго присаживается на головку букашника горного, становятся видны идущие сверху вниз черные полоски на бледно-желтом фоне крыла и характерные хвостики на задних крыльях.


Совка клеверная серая


Далеко не все бабочки засушливых и полузасушливых областей Германии такие приметные, как подалирий. Нужно смотреть очень внимательно, чтобы найти на камнях или на земле среди сухих стеблей и листьев сатира железного (Hipparchia statilinus), совку клеверную серую (Callistege mi), буроглазку мегеру, которую также называют краеглазка мегера (Lasiommata megera), или бархатницу бризеиду (Chazara briseis). Бабочки этих видов сидят на сухой земле или в увядшей траве, сложив крылышки. Нижняя поверхность крыльев у них невзрачная, серо-коричневая с мраморным узором или тонкими линиями, благодаря чему насекомые почти невидимы.


Бризеида


Гусеницы этих видов тоже хорошо маскируются. Вытянувшись, они становятся похожи на стебелек: одни – на зеленый, другие – на сухой. Гусеница выходит из яйца перед наступлением зимы, но сначала питается мало или вообще ничего не ест. Вместо этого маленькие мастера выживания забираются под кустики травы. Как только ранней весной появляется первая нежная, а главное, питательная свежая зелень, гусеницы, ведущие ночной образ жизни, начинают поедать разнообразные злаковые или, как, например, клеверные совки, бобовые растения. Днем они прячутся от птиц и пасущихся животных среди растительности. К лету, когда свежей зелени становится меньше, гусеницы вырастают и окукливаются в мертвом почвенном покрове. Для бабочек, которые проводят в состоянии куколки около двух недель и появляются в середине лета, в это время года все еще достаточно пищи. Им не нужны свежие листья, они сосут нектар. Многие чешуекрылые предпочитают фиолетовые цветки растений, обычно цветущих летом, например скабиозы, васильков или различных видов чертополоха.



Пестрая цветущая поляна и пастбище с порхающими бабочками олицетворяют лето и нетронутую природу. Это такая же часть культурного ландшафта, как пашни, межи, живые изгороди, лиственные и смешанные леса. Они возникли в результате сельскохозяйственной деятельности, которую люди вели на протяжении десятков или сотен лет и под действием которой в зависимости от свойств почвы, климата и количества воды в разных местах развивались определенные характерные сообщества растений и животных. При этом решающую роль играло наличие в почве питательных веществ. Чем беднее почва, тем более пестрые и разнообразные цветы на ней растут и тем разнообразнее здесь будет фауна бабочек. На первый взгляд это кажется парадоксом, но он легко объясняется: на богатой питательными веществами земле стремительно вырастают мощные конкурентоспособные растения. Эти быстрорастущие или образующие столоны виды, например злаковые или осоковые, глушат рост более слабых конкурентов, забирая у них свет и питательные вещества. Поэтому переудобренные луга в современном сельскохозяйственном ландшафте однообразно зеленые – зеленая пустыня. Если же в почве наблюдается дефицит питательных веществ, появляется место для растений-«голодарей»


С этой книгой читают
Статьи настоящего тома открывают цикл публикаций российских полярных исследователей из ведущих научных учреждений Российской Федерации, участвующих в изучении наземных и морских экосистем Арктики – Мурманского морского биологического института КНЦ РАН, Института географии РАН, Арктического и антарктического НИИ Росгидромета, Зоологического института РАН, Института океанологии РАН, Полярно-альпийского ботанического сада-института КНЦ РАН, Всеросси
В практикуме изложены лабораторные работы по изучению внешних признаков, формы тела, плавников, чешуи, мускулатуры рыб; их измерению и анатомическому вскрытию. При этом особое внимание уделяется положениям, способствующим глубокому изучению внешних признаков, имеющих систематическое значение и отражающих исключительную приспособленность различных видов рыб к условиям обитания.
Книга описывает путешествия, связанные с работой зоолога, показывает различные стороны нелегкой, интересной, веселой, а подчас и очень драматичной экспедиционной жизни, часто связанной с неординарными личностями и неожиданными приключениями.Яркая черта текстов В. Бабенко – жизненная достоверность. Всё, о чем пишет автор, он пережил сам – побывал и в тундре, и в горах, и на Ленкоранской низменности, прошел на корабле по Северному морскому пути, пр
Александр Николаевич Формозов (1899–1973) – известный ученый, эколог, зоогеограф, профессор Московского Университета. Он, автор многих научных монографий, широкому кругу читателей более известен как замечательный художник-анималист и писатель. Его научно-популярные книги «Шесть дней в лесах» и «Среди природы» многократно переиздавались. Однако самая известная его работа – это «Спутник следопыта». Благодаря ей многие поколения начинающих российски
Шри Сиддхарамешвар Махарадж – один из величайших джняни своего времени. На Западе он приобрел известность благодаря своим знаменитым ученикам Шри Нисаргадатте Махараджу и Шри Ранджиту Махараджу. Между тем, именно в результате его влияния состоялось духовное становление этих Учителей и именно он выстроил то основание, на котором впоследствии стала возможной интеграция древнего учения натхов в сознание современного человека.Эта книга содержит заклю
Фёдор решил, что пора всё изменить. И вот однажды его жизнь круто меняется. Или не меняется – понять это оказывается не так просто.
Простая поездка на природу привела Сергея Одинцова в мир лоскутных государств. Средневековье встретилось с новыми технологиями. Здесь звенят мечи и звучат выстрелы. По дорогам в поисках новых адептов ходят маги-техники. Начав свой путь как раб-гладиатор, он прославится как сотник Волк, командир легендарной Волчьей сотни. Таинственные магики, хранители новых технологий, объявят за его голову большую награду. Он побывает в сердце мира магиков, зага
Властным движением руки тренер поднял мой подбородок и взял мои губы. Поцелуй был жадный, взрослый и даже грубоватый. Его язык вынудил меня дать ему пространство и выписывал внутри меня восьмерки, от которых тело бросило в дрожь. — Уходи, — сказал он хриплым голосом, нехотя оборвав поцелуй. — Сейчас. Иначе будет поздно. — Нет, — проявила я настойчивость. — Я хочу... чтобы было поздно. — Я не смогу остановиться, Соня, — прорычал он мне в шею, впив