1. Короли и королевы
Время вечернего намаза красиво как серобагровая заря на окраине села.
Байсангур ждёт пока бабушка закончит молитву, чтобы задать ей очередной вопрос, возникший после просмотра фильма по телевизору.
– Баба, – обращается мальчик к ней, – а там в кино одна старая женщина в шляпе вошла в зал и все люди встали. Но они разговаривали на другом языке, не на нашем…
– Это английская королева, Дога. Они встают в знак уважения к её монаршему сану.
– Получается, что наши старшие женщины – тоже королевы.
– Правильно, Дога. И не только старшие. Все люди рождаются королями и королевами, но некоторые с возрастом теряют это чувство.
2. "Непорезанная" дорога
– Баба, давно ты в духовке мои любимые лепёшки не пекла, – Байсангур смотрит на бабушку своими ангельскими глазами. Именно с него, по всей видимости, списывал художник взгляд кота из мультфильма "Шрек".
– Сейчас быстренько исправим это, Дога. Я и сама хотела сегодня испечь. Поможешь мне с дровами?
– Да, Баба, – бежит мальчик к небольшому навесу, под которыми дедушка сложил сухие дрова.
Женщина разожгла огонь в печи, дрова трещат, сизый дым вырывается из трубы небесным паром и улетает ввысь, чтобы там превратиться в антрацит.
Пока бабушка месит тесто в большой эмалированной миске, Байсангур носит дрова и поглядывает на руки Бабы. У неё тёплые и нежные руки, поэтому и хлеб получается такой изумительный.
– Баба, мы с отцом шли из магазина и на дороге показался незнакомый дедушка. Мы подождали пока он
пройдёт, поздоровались с ним и пошли дальше. Отец сказал, что нельзя переходить дорогу старшим. Он даже сказал "перерезать". Как можно резать дорогу, Баба?
– Да, Дога, старшим дорогу надо уступать. Это забота о них, пожелание им удачи в деле, с которым они сегодня вышли в путь.
– Если я перейду дорогу, у него не пойдут дела?
– Не так хорошо, внучек, ведь у него испортится настроение и он будет думать: "какие нерадивые отец с сыном мне попались сегодня, невоспитанные. Это плохой знак, не будет удачи. Видать у них в доме нет хорошей бабушки". Ты же не хочешь, Дога, чтобы обо мне плохо думали?
– Никогда!
– Что?..
– Никто, никогда не подумает о тебе плохо, Баба! Обещаю!
– Пусть Всевышний Одарит твоё сердце счастьем! Запомни, Дога, пожилые люди – люди из будущего. Они видели то, что тебе предстоит увидеть, и знают то, что тебе придётся понять в этой жизни. Поэтому они достойны уважения, и не упускай случая показать им свое почитание. Тогда и сам будешь уважаем.
3. Мы и деньги
– Баба, зачем людям много денег? – спрашивает Байсангур. – Вот, в кино все грабят банки, убивают товарищей и забирают деньги. Ну, купил он машину, телефон, построил дом. Может большой холодильник с едой… А дальше?
– Холодильник опустеет, а кушать хочется всегда, и с каждым разом новые блюда пробовать. Машины красивые появляются, отделки домов, мебель менять хочется, Дога.
– Так и надо?
– Кому-то надо.
– Кому? – не унимается мальчик.
– Тому, у кого хватает сил только на то, чтобы наслаждаться жизнью, покупая машины или мебель. Это бедные душой люди, они пытаются восполнить свою скудность.
– Скудность?
– Да, бывают скудные люди, они меряют других своим скудомером и уверены, что деньги могут все.
– А деньги не могут все?
– Все Может только Бог.
– Баба, а почему ты не готовишь разные блюда?
– Потому что, как говорится, ем, чтобы жить, а не живу, чтобы есть. В моей жизни много радости, кроме еды, посуды и мебели.
– Какие, Ба?
– Ты, Дога, самая большая радость. Когда ты приходишь ко мне, на душе становится светло и все болезни
разбегаются как тараканы.
– В наших душах живут тараканы? – от души смеётся Байсангур.
– Да, поэтому душа должны быть светлой, чтобы они не вылезали.
– Баба, получается, что деньги не нужны?
– Нужны. И чем больше, тем лучше.
– Как?! Ты ж говорила…
– Главное, Дога, чтобы деньги принадлежали тебе, а не ты им. Вот тогда они будут служить добру. Если честно заработаны.
– А можно честно много заработать?
– Не знаю, внучек, говорят можно.
4. Богоугодное дело
Мама попросила Байсангура сходить в магазин за хлебом. Благо торговая точка находится недалеко от их дома и мальчик с удовольствием посещает светлый, сияющий чистотой мини-маркет. Выполнив поручение, Байсангур бежит к бабушке.
– Баба, сегодня в магазине с меня не взяли денег за хлеб. Продавщица сказала, что один добрый человек оплатил весь хлеб и они раздают его бесплатно.
– Пусть Аллах Вознаградит их благом. Хорошее дело они совершают, – ответила женщина. Она месила тесто для лепёшек.
– Твои лепёшки вкуснее, Ба. Ни с чем не сравнятся. А зачем раздают хлеб бесплатно? – мальчик хотел знать
подробности.
– Помогать людям, делиться с ними – это богоугодное дело, Дога. За щедрость и соучастие Бог Воздаст и на этом и Том Свете. Умные люди тем самым готовят себе хорошее место там, где мы рано или поздно окажемся.
– Для этого нужно просто раздавать хлеб?
– Не только. Необходимо обладать сердцем, получающим удовольствие от того, что помогаешь людям, делишься с ними.
– Баба, а почему ты не раздаёшь хлеб?
– У меня небольшой долг в этом магазине, Дога. Не успела погасить до окончания месяца Рамадан.
– И что?
– Ну, как я пойду к продавщице и оплачу хлеб, в то время когда я должна ей денег? Получится, что я пытаюсь совершить богоугодное дело на её деньги, за её счёт.
Тогда оно не будет богоугодным.
– А нельзя с ней поговорить? Попросить подождать с долгом и дать тебе возможность совершить богоугодное дело? – Байсангуру очень хочется, чтобы бабушка сделала хорошее дело.
– Можно, внучек. И она не откажет, но где-то в глубине души чувство обиды у неё вче равно возникнет. Поэтому мы с тобой, Дога, сделаем так: деньги, необходимые на оплату хлеба, мы отдадим магазину в счёт оплаты части долга.
– Это будет богоугодным делом?
– Да, Дога, это будет нашим с тобой богоугодным делом.
5. Культура
– Баба, Хас сказал, что когда зеваешь рот нужно прикрывать ладонью, чтобы джин не заскочил в тебя. Это правда? – спрашивает Байсангур. Он только пришёл с улицы и глаза его горят обычным огнём.
– Можно и так сказать, Дога.
– Но люди часто открывают рот, когда разговаривают, едят или пьют воду… Что же он тогда не заходит?
– Джин очень разборчив, он приживается не во всяком человеке.
– А в каком?
– В людях, чей внутренний мир захламлен как неубранная кладовка.
– Тогда получается, что прикрывание рукой не гарантирует защиту от джина.
– И это верно, Дога. Некрасиво разевать рот не только при лбдях, но даже оставаясь один. Не нужно показывать свои, возможно, не очень красивые зубы, зёв. Это примерно как для тебя пойти в школу в шортах.
– Неее. Ни за что!
– Ну, вот. В давние времена, мудрые люди, понимающие что такое эстетика, таким образом приучили людей прикрывать ладонью рот, когда зеваешь. Ведь никому не хочется, чтобы в него вселился джин.