Борис Андреевич Калиничев, Тамара Ивановна Николаева - Балконы Санкт-Петербурга. Металлические кружева художественного декора XVIII—XX веков

Балконы Санкт-Петербурга. Металлические кружева художественного декора XVIII—XX веков
Название: Балконы Санкт-Петербурга. Металлические кружева художественного декора XVIII—XX веков
Авторы:
Жанры: Архитектура | Популярно об истории
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: Не установлен
О чем книга "Балконы Санкт-Петербурга. Металлические кружева художественного декора XVIII—XX веков"

К сожалению, мы все время спешим опустив глаза и редко обращаем внимание на оформление зданий, лепнину, колонны, витражи, удивительное кружево старинных балконных решеток, а ведь именно эти детали делают каждое историческое строение уникальным.

Вы держите в руках прекрасно иллюстрированное издание, которое станет настоящим подарком для широкого круга читателей: любителей истории Северной столицы, эстетов и всех, кому интересна история русской архитектуры и художественный декор XVIII—XX вв. В нем речь пойдет о неповторимых питерских балконах.

Балконы, как и архитектура здания, претерпевают стилистические изменения, преодолевая путь развития от изящно-причудливых форм барокко к строгим формам классицизма, от торжественно-помпезного ампира к насыщенным формам эклектики и изощренной необычности модерна. Вас ждет более 370 авторских иллюстраций, которые для удобства поиска информации отображены в топографическом указателе.

В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Бесплатно читать онлайн Балконы Санкт-Петербурга. Металлические кружева художественного декора XVIII—XX веков


© Калиничев Б.А., Николаева Т.И., 2024

© «Центрполиграф», 2024

© Художественное оформление, «Центрполиграф», 2024

Вступление

История и судьба Петербурга, возникшего в устье державной Невы, таит великое и творческое начало. При пристальном изучении портрет города обретает новые черты. Совершенны и гармоничные не только его ансамбли, постройки, но и отдельные их элементы, среди которых значительную роль играют балконы петербургских зданий.

Балкон служит точкой притяжения внутреннего пространства дома и фасада, а иногда ансамбля улицы или площади. Этот эффект достигается взаимодействием архитектурно-пространственной выразительности, функциональной значимости, пластики и конструктивных приемов.

Слово «балкон» происходит от итальянского «balco» и означает площадку, вынесенную за пределы здания.

Совершенство балкона кажется врожденным, тем не менее оно слагается всего из трех элементов: плиты, ограждения и поддерживающей части (кронштейна). При этом архитектурная форма балкона может быть различна – строга и проста, или изящна и вычурно: детали ограждения, профили и орнаментация кронштейнов столь же своеобразны.

В литературе, посвященной художественному декору Петербурга, достаточно редко рассматриваются решетки балконов городских зданий, хотя они служат своего рода пластическим эхом веяний времени. В облике зданий металлический декор несет большое образно-символическое содержание, выполняя определенные художественные функции и зримо повествуя о характере эпохи и личных вкусах владельцев зданий.

Художественное литье и ковка как самостоятельная область промышленного производства начинали развиваться в России с конца XVII века. До середины XVIII века балконные решетки в Петербурге делали из кованого железа. Когда на смену ковке пришло чугунное литье, оно получило очень широкое распространение как экономически более доступное. В конце XIX – начале ХХ веков кованое железо вновь завоевало особое место в архитектурном декоре Петербурга, питая неутолимые творческие фантазии мастеров.

Металл (термин, произошедший от греческого слова «металлон» – рудник) умело плавили, заливали в форму, гнули, скручивали, ковали, чеканили, оставляя на врожденной красоте города незабвенный отпечаток его таинственной единственности.

Власть «расплавленного жаром» металла укреплялась растущей промышленностью, требованиями господствующих архитектурных стилей, животворящим мастерством архитекторов, скульпторов, кузнецов и литейщиков.

Металлический узор окаймлял балконы, графично выделяя оконные и дверные проемы. Городские улицы, площади, дома горделиво смиряли свой нрав перед тонким, изящным и резко очерченным декором, который в простоте и сложности, строгости и прихотливости был созвучен дару преображения.

Металлическое кружево мягко утопало в тонах северного городского пейзажа. Солнечные лучи и лунный свет бросали причудливые тени сквозь ажур рисунка, затейливость его извивов и подчеркнутость вертикалей металлических панно.

Стиль барокко, царивший в первой половине XVIII века, строго сохранял в декоре верность динамичным форам и ритмам. В этом отношении некоторые из решеток следовали западно-европейским образцам с использованием созвучия покровительствующих картушей со всполохами волютообразных завитков, спиралей, переплетений, пышных раковин. Выделяя особую органичную слитность материала с композицией и орнаментом решеток, отметим, что их силуэтам была свойственна объемность, характерная для барочных декоративных построений.

В последней четверти XVIII века под влиянием идей классицизма появляется стремление к властно-величавой простоте, геометризации форм. Дух стиля ощущается в преобладании четких ритмов и вертикальных членений, в плоскостных силуэтах. Особую роль начинает играть связь художественного металла с архитектурой здания или ансамбля, а также их окружения, что отвечало классическому принципу соподчиненности. В композиционных приемах доминирует симметрия, пропорциональность, повторяемость.

Многообразие чередующихся элементов сопровождается строго выверенными интервалами. К разряду канонических элементов решеток относятся стержни прямоугольного сечения, круги, встречные волюты, розетки, венки, гирлянды из листьев, цветов, плодов – все, что соответствовало привлекательному античному идеалу классицизма.

С 30-х годов XIX века меняется характер требований к художественному металлу. На смену классицизму приходит эклектика или историзм. Он вбирает в себя арсенал элементов исторических стилей прошлых эпох. Приметой времени становятся открытия в технических областях, в частности, в металлургии, где совершенствуется обработка металла. Побуждая воображение, в декоре сосуществуют орнаменты растительного и геометрического характера с соблюдением стилистических особенностей готических, ренессансных, барочных, византийских и классических мотивов.

Разнообразию стилистических приемов сопутствовало использование усложненных способов литья. Знаменательным оказалось, что в различных районах появились балконы с решетками, выполненными по одной модели, что значительно удешевляло их изготовление. Среди петербургских заводов и мастерских особую популярность приобрели балконные решетки завода Сан-Галли.

Сложные, подчас перегруженные деталями, решетки балконов создавали картину внешнего подобия определенному стилю. Они словно вовлекали в мифологическую беспредельность пространства исторического наследия. В этих перевоплощениях было зашифровано их магическое воздействие.

В недрах эклектики в конце XIX века пророчески зарождался модерн, отрицавший всякое подражание и опиравшийся на новаторские достижения.

Поиск «дерзких», «роковых» форм, криволинейных очертаний, подчиненных основной идее сооружения, характерен для лучших образцов балконных решеток периода модерна. Особенно ощутимо выявлялась связь металлического декора с прикладным искусством начала XX века. Орнамент решеток чутко отражал черты новой торопливой эпохи, внося в торжество текучих легких линий ясное построение и лицедейскую игру ритмов. Доминанта декоративности модерна проявилась в ассоциациях с растениями, фантастическими существами, пауками, стилизованными птицами. Созданию такой нарочитости декоративных приемов, своего рода «масок», феерии форм способствовал возродившийся интерес к железной ковке.

В процессе развития стиля венценосный модерн приходит к лаконичным, рациональным решениям, в которых художественному металлу отводится все более утилитарная роль.

Итак, балконы, как и архитектура здания, претерпевают стилистические изменения, которые отражаются на их членениях и использовании материалов, преодолевая путь развития от изящно-причудливых форм барокко к строгим формам классицизма, от торжественно-помпезного ампира к насыщенным формам эклектики и изощренной необычности модерна.


С этой книгой читают
Это уникальная книга уникального человека: она охватывает огромный отрезок времени отечественной истории, начиная с 1930-х годов до первого десятилетия XXI века. Люди, события, страны и континенты представлены сквозь призму восприятия профессионального архитектора.Мастера архитектуры Иван Жолтовский, Борис Иофан и Каро Алабян, блистательные актрисы Клара Лучко, Любовь Орлова и Людмила Целиковская, путешественники Зикмунд и Ганзелка, политики и го
Учебник предназначен для студентов обучающихся по архитектурно-строительным специальностям высших учебных заведений и может быть рекомендован учащимися художественных школ и лицеев.Учебник содержит анализ стилей восьми основных классических периодов развития культуры и искусства, начиная с Древнего Египта и заканчивая эпохой европейского неоклассицизма XVIII века. В нем рассматриваются причины формирования стилей разных эпох, их взлет и разложени
Настоящая книга посвящена Кавказу – региону, который был местом процветания целого ряда древних культур. Ее авторы, Чарльз Берни и профессор Дэвид Лэнг, последовательно рассказывают об археологии и искусстве, природе и архитектуре, литературе и науке христианских цивилизаций Восточной Турции, Армении и Грузии. Большое внимание они уделяют истории царства Урарту, соперника Ассирии, прослеживая ее от одного царя к другому, анализируя материалы, пол
Зачастую мы так спешим от метро до работы и обратно или торопимся к месту встречи, что не замечаем многого даже на хоженых-перехоженых улицах. А уж заглянуть в тихий переулок обычно и в голову не приходит! Московские переулки дарят нам столько ярких впечатлений и хранят столько тайн и загадок, что приходится лишь удивляться, как близко к нам на самом деле находятся эти удивительные места.Каждое из описанных в книге зданий расположено в пяти-семи
В «Великой Эвольвенте» В. Сиротин продолжает тему, заявленную им в книге «Цепи свободы», но акцент он переносит на историю Руси-России. Россия, полагает автор, живёт ещё несобытийной жизнью. Неслучившиеся события подчас являются главными в истории Страны, так как происходящее есть неизбежное продолжение «внутренней энергетики» истории. Сама же структура надисторической жизни явлена системой внутренних компенсаций, «изгибы» которых автор именует Э
Книга для тех, кто увлекается магическими практиками, ворожит на удачу, привлекает личное счастье и здоровье! С помощью этой книги можно: познакомиться с общей теорией магических действий, примерами обрядов и заклинаний. Материал, данный в книге, не имеет аналогов. Все ритуалы имеют подробное описание, варианты проведения, заклинания и заговоры силы, все необходимые рекомендации. Эта книга может помочь вам наладить финансовую сферу, здоровье, защ
Последний рубеж пройден. Теперь Максим может сам выбирать свой путь. Вот только сможет ли он избежать внимания демонов, покровителей и систем? А если сможет, то получится ли создать мир, о котором он мечтал? Или все таки придется с кем-то вступить в союз? Да еще и впереди маячит возможность узнать правду о возникновении таких как он и всех остальных невидимых манипуляторов миров.
Однажды ведьма из мира Яви решила, что ей нужна помощница, и как колданула! Да ошиблась чутка и вместо девицы-красы бабушку-одуванчик призвала. Ну а где бабушка, там и внучка, а за компанию - маг-недоучка. Что было дальше? Расскажет нам Баюн - кот мудрый и ученый.