Предисловие
Благочинного церквей Ачинского округа, настоятеля Казанского собора г. Ачинска митрофорного протоиерея Евгения Фролова
Батюшка есаул. Жизнь и смерть
В XIX веке Святитель Игнатий Брянчанинов писал: «Cкорби – особый удел нашего времени, которому не даны в удел ни подвиг мученичества, ни подвиг монашества». И вот ХХ век вновь открыл для Церкви мученический путь. Были убиты сотни тысяч священников, церковнослужителей и мирян. Гонения на Церковь начались сразу после революции 1917 г. и уже в 1918 г. носили массовый и ожесточенный характер. В эти годы Патриарх Тихон писал: «Хватают сотнями беззащитных, гноят целыми месяцами в тюрьмах, казнят смертью, часто без всякого следствия и суда, даже без упрощенного… суда.
Казнят епископов, священников, монахов и монахинь, ни в чем невинных, а просто по огульному обвинению в какой-то расплывчатой и неопределенной “контрреволюции”… Не проходит дня, чтобы в органах печати не помещались самые чудовищные клеветы на Церковь Христову и ее служителей, злобные богохульства и кощунства».
Именно в эти годы принимает священный сан священномученик Михаил Каргополов. Книга, погружая читателя в атмосферу того страшного времени, не дает шанса читателю остаться равнодушным. Что побудило казачьего есаула в это страшное время принять священство, поменять комфортную, привычную жизнь в Краевом центре на глухое сибирское село, казачью шашку – на крест и кроткое евангельское слово и, наконец, принять мученическую смерть за Христа? Оправдан ли был подвиг верности отца Михаила Христу и Церкви? Не слишком ли высокая цена – собственная жизнь и благополучие семьи – заплачена за то, чтобы отстоять свои убеждения? Вот вопросы, которые ставит перед читателем автор этого художественного произведения, основанного на реальных событиях. И еще – книга делает образ святого Михаила Ачинского для читателя ближе и доступнее, что невольно побуждает обратиться к нему с молитвой. И, возможно, определиться со своим главным жизненным выбором: на чьей стороне я? С отцом Михаилом или его убийцами? С Церковью или её хулителями? С Христом или без Него?
Один из первых учителей Церкви Тертуллиан писал: «Кровь мучеников – семя христианства». Это замечательное и удивительно точное определение. Церковь верит, что святые мученики, принеся себя в жертву, отстояли наше право на жизнь и свободу. Благодаря отцу Михаилу и множеству подобных ему истинных христиан устояла вера православная в России вопреки жесточайшим гонениям безбожной власти. Благодаря подвигу святых новомучеников и исповедников в России вновь строятся и наполняются храмы, давая русским людям еще один, может быть, последний шанс ухватиться за Ризы Христовы и наследовать Небесное Царство и Жизнь Вечную.
«Жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» – со страниц Священного Писания обращается к нам Всемогущий Бог. Священномученик Михаил Каргополов, приняв смерть за Христа, выбрал Жизнь.
Святый священномучениче Михаиле, моли Бога о нас!
Как хоругви несем от рождения
Имена святых по бескрайности
Вечной памятью откровения:
Не бывает на свете случайности.
Наши тёзки с икон с назиданием
Укрепляют, храня молчание,
Низвергая наши страдания
В груду мелкого недомогания…
С авторским волнением представляю вам ныне, дорогие читатели, свою работу в историческом жанре из цикла «Белые повести о России» – «Батюшка есаул». С уже представленной мной в медийном и печатном пространстве повестью из этого цикла «Белый снег» кто-то из вас уже познакомился, а кто-то даже поделился своим мнением о книге. Благодарю сердечно! Мои «Белые повести» посвящены людям и событиям начала двадцатого века в России: периоду революций и гражданской войны в стране.
События книги «Батюшка есаул» разворачиваются в Сибири, в Енисейской губернии, ныне Красноярском крае, центром которого являлся и является город Красноярск. Время происходящих событий немного разнится с историческим периодом, описанным в повести «Белый снег», поэтому хронологических повторений в книгах немного, и они интересно исторически дополняют друг друга.
В основу книги «Батюшка есаул» легло житие одного из малоизвестных широкой православной общественности российских святых священномученика Михаила Каргополова. Официальная биография батюшки Михаила очень скудна, но история жизни крайне любопытна даже тем малым, что известно об этом человеке и его семье.
Интересно, что имя Михаил еврейского происхождения и в переводе с древнеиудейского означает буквально «кто как Бог». Есть у Бога и архангел с таким именем, которого христиане особо почитают как архистратига – главу святого воинства ангелов и архангелов.
Так вот, Михаил Каргополов, живший в конце девятнадцатого – начале двадцатого века в Енисейской губернии России, был и сам Михаилом, и сыном Михаила. Сам был казак, и предки были казаками. В тридцать с небольшим лет он в чине есаула уже командовал в Красноярске целым казачьим дивизионом в триста сабель. Но непостижимым Промыслом Божьим в годы усиливающихся гонений православной Церкви после прихода к власти в России большевиков казачий офицер вдруг принял священнический сан, в корне изменив свою жизнь и жизнь своей семьи. Поражает и то, что не прошло и года после этого судьбоносного шага, как отец Михаил погиб насильственной мученической смертью, не дожив даже до сорока.
По моему авторскому замыслу, эта историческая, но художественная книга нужна, для того чтобы попытаться понять путь такого человеческого преображения: от военного до священника, от обычного мирского человека до святого мученика. Такие судьбы, как жизненный путь Михаила Каргополова, считаю, душеполезно знать христианину для обретения мужественного устремления в вере и преданности Богу при любых обстоятельствах. Однако нельзя сказать, что представленная повесть только о Михаиле Каргополове, по сути – это драма одной казачьей семьи, в которой каждый геройски нес свой крест в те трудные для всей страны годы, преодолевая и личные, и внутрисемейные скорби.
Пользуясь случаем, хочу с вами поделиться некоторой личной информацией, которая, как мне кажется, также указывает на некоторую промыслительность данной исторической работы. Моя любимая бабушка Людмила Константиновна Лопаткина (в девичестве Ляшкова) была родом из Красноярского края, из города Ачинска. Работала она журналистом, редактором районной газеты, писала стихи и прозу. Её супруг, мой дед, Геннадий Степанович Лопаткин был родом из Омской области, в Ачинск приехал вместе с бабушкой, где много лет работал учителем, а затем и директором школы, активно занимался краеведением, издал труд по истории города «Сказание о землях Ачинских». Так вот, девчонкой я часто гостила у бабушки с дедушкой на каникулах в Ачинске – замечательный город! Именно в Ачинский уезд, в село Петровское, был направлен служить из Красноярска после рукоположения в сан иерея Михаил Михайлович Каргополов. Может, этот факт ничего не значит, но я его для себя отметила.