Саня работал слесарем в автосервисе, а в свободное время – копал. Уезжал на неделю вместе с такими же «копателями» куда-нибудь в глушь и рыл там землю в поисках чего-нибудь интересного. При этом он не входил в число «черных следопытов», для которых поиск – средство обогащения. Так, любитель-дилетант.
Нельзя сказать, что ему совсем не везло, но и каких-то особых раритетов найти не удавалось. Казачья шашка, несколько ржавых немецких касок времен Великой Отечественной, гильзы… В общем, мелочовка. Что-то он дарил друзьям, что-то сдавал за небольшие деньги перекупщикам.
Однажды Сане подфартило. В очередной яме ему попались две монетки времен Екатерины Великой. На тот момент Саня испытывал некоторые финансовые затруднения, поэтому с легким сердцем сдал их знакомому барыге. Получил за обе тыщу рублей, и на какое-то время забыл о находке.
Через неделю у него дома раздался телефонный звонок. Звонил тот самый барыга.
– Санек, ты чего меня подставляешь? Я у тебя монеты взял, хорошую цену дал. А теперь мне покупатели за них предъяву кидают.
– А че случилось-то?
– А то, что туфту ты мне подсунул, брателла. Новодел. Причем топорный… На настоящих монетах орел большой – на весь аверс. А на тех, что ты мне приволок, он, понимаешь, —маленький… Че делать бум?
– Ну, ты ж меня знаешь, брат, – начал оправдываться Саня. – Я такими делами не занимаюсь. Я их сам выкопал, бля буду!
– Да знаю я тебя… Может, подбросил кто?
– А зачем? Да и не похоже…
– Ну ладно, я тут попробую все развести. Но ты на всякий пожарный имей в виду…
Покупатели злополучной находки оказались дотошными ребятами. Собственно, они тоже не собирались положить монеты в альбомы и любоваться ими время от времени… Хотели перепродать настоящим коллекционерам и немного «наварить». Когда барыга поручился за Саню и посоветовал им показать монеты специалистам, они отправились в Москву. С их связями в тусовке нумизматов найти авторитетного эксперта не составило труда.
Эксперт принял их в офисе, угостил коньячком. Рассмотрев монеты в лупу, полистал какие-то каталоги и справочники, откинулся на спинку кожаного кресла, закурил трубку и, помолчав, весомо изрек:
– Ну-с, молодые люди, должен вам сказать, что перед нами, несомненно, новодел… Гм… Да. Хотя и очень качественный… Гм… Ну, в общем, могу купить их у вас по цене, скажем… Тысяча долларов за штуку… Прямо сейчас.
Как ни велик был соблазн, решили посоветоваться еще с кем-то. Нашли (на этот раз в Питере) старичка-профессора, в прошлом археолога с мировым именем. Он с удовольствием рассказал, что в свое время такие монеты чеканились на двух монетных дворах. И с большим орлом отчеканили очень много, а с маленьким – совсем чуть-чуть. Собственно, специалисты про эти монеты знают, но в руках их никто не держал. И в большинство каталогов они не включены. Таким образом, лично он, профессор, не готов даже примерно оценить стоимость этих раритетов… Но может поручиться, что не менее нескольких десятков тысяч евро каждая… И что любой коллекционер и даже музей, с удовольствием эти сокровища купят… Он и сам был бы рад купить, но, увы, не располагает необходимыми средствами…
Вернувшись из «командировки», радостные покупатели пересказали все это барыге, а он поделился с Саней. Саня слушал и мрачнел с каждой минутой. Прямо от барыги он отправился на работу, где взял неделю за свой счет, забросил в побитую «Ниву» кладоискательский инвентарь и рванул в одному ему известном направлении. Он перекопал все вокруг места, где нашел проклятые монеты, он вгрызался в грунт и уходил на два-три метра вглубь, он просеивал землю через сито и использовал металлоискатель. Тщетно… Вернувшись, он ушел в недельный запой, а когда вышел из него, торжественно сломал металлоискатель, выбросил саперную лопатку, сжег все каталоги, карты, справочники и книги по кладоискательству.