Петр Врангель - Белый Крым. Мемуары Правителя и Главнокомандующего Вооруженными силами Юга России

Белый Крым. Мемуары Правителя и Главнокомандующего Вооруженными силами Юга России
Название: Белый Крым. Мемуары Правителя и Главнокомандующего Вооруженными силами Юга России
Автор:
Жанры: История России | Общая история | Военное дело / спецслужбы | Биографии и мемуары
Серия: Великие полководцы #1
ISBN: Нет данных
Год: 2014
О чем книга "Белый Крым. Мемуары Правителя и Главнокомандующего Вооруженными силами Юга России"

«Выдающейся храбрости. Разбирается в обстановке прекрасно и быстро, очень находчив в тяжелой обстановке», – такую характеристику во время войны от скупого на похвалы командующего получают не просто так. Тогда еще полковник барон Петр Николаевич Врангель (1878—1928) заслужил ее вполне.

Военные годы Первой мировой и Гражданской войны сильно изменили Петра Николаевича: лихой конногвардеец превратился в отважного кавалериста, светский любимец – в обожаемого солдатами героя, высокомерный дворянин – в государственного деятеля и глубоко верующего человека, любитель французского шампанского – в сурового «черного барона».

Приняв Добровольческую армию в обстановке, когда Белое дело было уже обречено, генерал барон Врангель тем не менее сделал почти невозможное для спасения ситуации. Но когда, оставленный союзниками без поддержки, он вынужден был принять решение об уходе из Крыма, то спланировал и эту горестную операцию блистательно – не зря она вошла в анналы военного искусства. Остатки Русской армии и гражданское население, все те, кто не хотел оставаться под властью большевиков, – а это 145 тысяч человек и 129 судов – были четко и организованно эвакуированы в Константинополь. Перед тем как самому покинуть Россию, Врангель лично обошел все русские порты на миноносце, чтобы убедиться, что корабли с беженцами готовы выйти в открытое море.

«Тускнели и умирали одиночные огни родного берега. Вот потух последний… Прощай, Родина!» – так заканчиваются воспоминания генерала барона Врангеля, названного современниками «последним рыцарем Российской империи», патриота, воина, героя, рассказывающего сегодняшним читателям о страшных, противоречивых и таких поучительных событиях нашей истории. Воспоминания генерала Врангеля о героических и трагических годах Гражданской войны дополнены документальными материалами тех лет, воспоминаниями соратников и противников полководца

Электронная публикация мемуаров П. Н. Врангеля включает полный текст бумажной книги и избранную часть иллюстративного документального материала. А для истинных ценителей подарочных изданий мы предлагаем классическую книгу. Как и все издания серии «Великие полководцы» книга снабжена подробными историческими и биографическими комментариями; текст сопровождают сотни фотографий, иллюстраций из российских и зарубежных периодических изданий описываемого времени, с многими из которых современный читатель познакомится впервые. Прекрасная печать, оригинальное оформление, лучшая офсетная бумага – все это делает книги подарочной серии «Великие полководцы» лучшим подарком мужчине на все случаи жизни.

Бесплатно читать онлайн Белый Крым. Мемуары Правителя и Главнокомандующего Вооруженными силами Юга России



Петр Врангель и его «Записки»

Хлопнув
                дверью,
                              сухой, как рапорт,
из штаба
                   опустевшего
                                            вышел он.
Глядя
           на ноги,
шагом
             резким
шел
          Врангель
в черной черкеске.
…И над белым тленом,
как от пули падающий,
на оба
              колена
упал главнокомандующий.
Трижды
               землю
                           поцеловавши,
трижды
                город
                          перекрестил.
Под пули
                 в лодку прыгнул…
                                                  – Ваше
превосходительство,
                                        грести?
                                                       – Грести!

Автор этих строк Владимир Маяковский не читал «Записок» барона генерала Петра Николаевича Врангеля. Но образ поэт нарисовал удивительно похожий на тот, который пытался создать сам белый генерал: патриота России, решительного и по-военному лаконичного.

Личная трагедия покидающего Родину Врангеля перекликается и в литературе, и в самой отечественной истории с трагедией всех тех людей, которые вынуждены были отправиться на чужбину. До сих пор слова «разгром войск Врангеля в Крыму» для многих означают конец Гражданской войны. Но теперь командующий Русской армией уже не просто «черный барон», который «снова готовит царский трон».

Личность Петра Врангеля оценивается куда более неоднозначно, как и все Белое движение. Взглянуть на биографию генерала под новым углом историкам и широкому кругу читателей помогают мемуары, которые Врангель написал в эмиграции.

* * *

Петр Николаевич Врангель родился 15 августа 1878 года в городе Новоалександровске Ковенской губернии[1]. Семья Врангелей вела свой род от шведских баронов, который поступили на русскую службу в XVIII веке. Петр Николаевич унаследовал баронский титул и страсть к военному делу.

Впрочем, его отец, Николай Егорович, отдавал предпочтение предпринимательству. Кроме того, доход семьи обеспечивало имение в Минской губернии. В 1880 – 1890-е годы Врангели жили в Ростове, где Петр окончил реальное училище. Затем он учился в Горном институте в Санкт-Петербурге.

Обязательную военную службу Петр Врангель проходил в лейб-гвардии Конном полку – одном из элитных подразделений. Затем последовали два года в Иркутске, где Врангель служил чиновником по особым поручениям при генерал-губернаторе. С началом Русско-японской войны Врангель возвращается в армию – теперь уже навсегда.

В годы войны Врангель служил в двух казачьих полках. Молодого кавалериста отличало честолюбие и готовность лично участвовать в опасных военных операциях. Первое качество толкало его на получение новых и новых чинов. Второе принесло офицеру ордена Св. Анны и Св. Станислава.

В августе 1906 года Врангеля прикомандировали к давно знакомому лейб-гвардии Конному полку. В следующем году на одном из парадов его заметил император Николай II – в будущем Петр Николаевич еще не раз встретится с государем. Убежденный монархист, Врангель положительно отзывался о личных качествах последнего монарха России, хотя и был крайне недоволен окружением царя.

Нам кое-что известно о жизни Петра Николаевича до Первой мировой войны. Однополчане отмечали решительность и вспыльчивость Врангеля, от сослуживцев он получил прозвище Пайпер за пристрастие к одноименному шампанскому. Известно также, что статный конногвардеец пользовался успехом у светских дам. В 1910 году он успешно окончил Николаевскую академию Генштаба.

В 1907 году Петр Николаевич женился на Ольге Михайловне Иваненко – дочери камергера и фрейлины императрицы. К 1914 году у супругов было уже трое детей – дочери Елена и Наталья и сын Петр. Еще один сын, Алексей, родится уже в эмиграции – в 1922 году. Судя по «Запискам» Врангеля и его письмам к жене, отношения у них были самые теплые. Ольга Михайловна фактически спасла мужа от большевистского расстрела, выхаживала во время эпидемии сыпного тифа, помогала устраиваться за границей.

Первую мировую войну Врангель встретил командиром эскадрона и уже 6 августа 1914 года в бою под Каушеном (Восточная Пруссия) успешно атаковал немецкую батарею. За это он получил орден Св. Георгия IV степени, став, таким образом, едва ли не первым офицером – Георгиевским кавалером Первой мировой.

В апреле 1915 года к ордену добавилось Георгиевское оружие за смелые и эффективные действия во время Праснышской операции в Польше. В октябре 1916 года Врангель был назначен командиром 1-го Нерчинского полка Забайкальского казачьего войска. Именно с осени 1916 года начинается повествование в «Записках». Соответственно, большинство биографических сведений о Петре Николаевиче в период с 1916 по 1920 год историки черпают из этой книги.

Петр Врангель участвовал в боевых действиях на Юго-Западном и Румынском фронтах. Наибольшее удовольствие ему доставляло командование большими массами конницы – здесь Врангель чувствовал себя как рыба в воде. В январе 1917 года он стал генерал-майором.



Вскоре Россия была охвачена революционными событиями. И Февральскую, и Октябрьскую революции Врангель встретил неприязненно. В «Записках» много говорится о развале армии и фронта, о недопустимом вмешательстве в дела армии солдатских комитетов, о вредном заигрывании с народом.

Генерал осуждал своих сослуживцев, которые «шли на поводу» у либералов и демократов. Популярные красные банты для него были красной тряпкой. Врангель был готов поддержать Корниловский переворот, а под конец существования Временного правительства настойчиво просил о своей отставке.

На фоне революции раскрывается отношение генерала к простым солдатам и казакам, которое вполне укладывалось в рамки его консервативных принципов. С одной стороны, он явно считал, что солдатский и казацкий элемент недостаточно надежен – легко поддается пропаганде, требует сильной руки.

С другой – придавал огромное значение чувству единения солдат и командира; несколько раз в «Записках» Врангель описывает ситуацию, когда ему удавалось «овладеть войсками», то есть добиться искренней любви и послушания солдат. Летом 1917 года Петр Николаевич был награжден солдатским Георгиевским крестом – эта награда вручалась офицерам по постановлению собрания самих солдат.

После большевистского переворота Врангель с семьей уехал в Крым. Здесь в феврале 1918 года он был арестован революционными матросами, но избежал расстрела благодаря заступничеству местных жителей и жены.

Интересен эпизод встречи и разговоров Петра Николаевича с гетманом Скоропадским в мае 1918 года в Киеве. Врангель в целом положительно отзывается о добросовестном и исполнительном генерале Скоропадском. Однако политические интересы гетмана оказались чужды принципам самого Врангеля.


С этой книгой читают
Герой Отечественной войны 1812 г., «проконсул» Кавказа, Алексей Петрович Ермолов (1777—1861) был сыном эпохи величия и могущества России, породившей плеяду выдающихся российских мыслителей, ученых, полководцев, поэтов, смысл жизни которых состоял в служении Отечеству.Это был, по словам А. С. Грибоедова, «сфинкс новейших времен» – сложная и противоречивая личность: человек сильной воли и независимых взглядов, не признававший авторитетов патриот, в
Кто-то определил талант полководца как способность принимать безошибочные решения в условиях острого дефицита времени и достоверной информации. Возможно, по скрупулезным меркам военного искусства величайший русский полководец Александр Васильевич Суворов (1730—1800) не был гением – как Александр Македонский, Цезарь или Наполеон.Он был больше, чем гений! Второго Суворова у России не будет никогда. Слуга царю, отец солдатам, не проигравший ни одной
Знаменитый русский путешественник и флотоводец Михаил Петрович Лазарев (1788—1851) за свою жизнь совершил три кругосветных плавания. В ходе этих плаваний были открыты и нанесены на карту шестой материк Земли – Антарктида, сотни островов, заливов и других объектов.Это было замечательное время. На планете оставалось много белых пятен, и серьезное путешествие было уж никак не созерцанием, а подвигом и открытием. А тут такая возможность: белое пятно,
Путь русского офицера – это служба или судьба? Для Антона Ивановича Деникина (1872—1947) это был главный, непоколебимый, непреложный закон: служить Родине, защищать Россию, всегда, при любых обстоятельствах, как бы и куда бы ни повернула линия жизни.Но каково это – любить Россию? И что означают для отдельного человека долг и патриотизм? Деникин иллюзий по этому поводу не испытывал и знал: любить Родину – это работа. И такая работа лавров обычно н
Вниманию читателей предлагаются воспоминания генерала Петра Николаевича Врангеля, охватывающие период с 1916 г., кануна революции, до 1920 г., когда на последнем этапе Гражданской войны в России П.Н. Врангель стал главнокомандующим белой Русской Армией. Уникальные воспоминания вышли в свет в серии «Летопись Белой борьбы» вскоре после кончины П.Н. Врангеля под редакцией А.А. фон Лампе. Они подтверждают справедливость девиза этого древнего баронско
Барон Петр Николаевич Врангель до сих пор является одной из самых загадочных фигур Российской смуты 1917–1920 гг. Ключ к познанию этой личности лежит в его «Воспоминаниях». В настоящее издание вошли воспоминания генерал-лейтенанта о Гражданской войне в России. На страницах книги вы узнаете о боях и переживаниях последнего Главнокомандующего Русской армии, о его трудных и порой противоречивых отношениях с современниками, о драматических событиях в
Барон Петр Николаевич Врангель до сих пор является одной из самых загадочных фигур Российской смуты 1917–1920 гг. Ключ к познанию этой личности лежит в его «Воспоминаниях». В настоящее издание вошли воспоминания генерал-лейтенанта о Гражданской войне в России. На страницах книги вы узнаете о боях и переживаниях последнего Главнокомандующего Русской армии, о его трудных и порой противоречивых отношениях с современниками, о драматических событиях в
Петр Николаевич Врангель – великий русский военачальник, участник Русско-японской и Первой мировой войн, генерал-лейтенант, один из главных руководителей Белого движения в годы Гражданской войны. Современники называли его «черный барон» и «последний рыцарь Российской империи». Петр Врангель по праву считается легендарным военачальником: даже осознавая неблагоприятное развитие событий для него и его армии, он не перешел на сторону противника и сде
В этой книге мы совершим путешествие в мир истории глазами учителя. Мы узнаем, как знания о прошлом влияют на наше восприятие настоящего и формируют наше будущее. Мы поймем, почему важно изучать историю и какие уроки мы можем извлечь из неё. Мы встретимся с великими личностями, совершим сражения, станем свидетелями великих открытий и катастроф. И все это благодаря человеку, который посвятил свою жизнь изучению и преподаванию истории – учителю, тв
В книге, посвященной истории российской религиозной и политической мысли Раннего Нового времени, Гэри Хэмбург показывает, что путь России к просвещению начался задолго до того, как Петр Великий распахнул окно в Европу. Исследуя широкий круг произведений, автор помогает увидеть, каким образом российское просвещение послужило предпосылкой для расцвета таких писателей XIX века, как Федор Достоевский и Владимир Соловьев.Гэри Хэмбург, профессор истори
Эта книга была написана двадцать лет назад и сразу же стала бестселлером. В ней известный ученый, социолог и публицист С.Г. Кара-Мурза в соавторстве с С.А. Телегиным показывают состояние жилищно-коммунальной системы России.«Теплоснабжение нашей страны, – пишут они, – жизненно важно для страны и народа. Как и другие такие системы, она складывалась в соответствии с природными, социальными и культурными условиями. В 90-е годы большие технические сис
Ричард Пайпс (1923–2018) – известный историк, написавший несколько десятков книг о России. Главной темой его исследований были особенности русской истории, определяемые географией и климатом нашей страны, и в связи с этим отличия российской цивилизации от западной.В данной книге описывается становление и развитие Московского царства, которое на протяжении более двухсот лет росло в среднем на 35 000 квадратных километров в год. Как это повлияло, –
«В мощном шуме социалистического строительства, в работе по созданию первой в мире несокрушимой крепости пролетариата мы не очень много тратим внимания на факты изумительного мужества нашей молодёжи, а факты эти многочисленны, их рождает почти каждый день…»
Долгие годы противостояли друг другу Россия и США. Нередко они были союзниками, но чаще интересы двух великих держав расходились. Слишком много противоречий накопилось между ними. Американцы желали диктовать свою волю всему миру, а русские настаивали на многополярности и незыблемости права всех стран на самоопределение и независимость. Но нашлась-таки точка соприкосновения, где, казалось, не было разногласий, – борьба с мировым терроризмом. Штаты
Книга для тех, кто любит семейный отдых и лечение в санаториях. Она будет интересна и взрослым, и детям. Полезна для семейного чтения.
Светлану бросил парень. Она никак не может его забыть, да и не хочет. Только он почти две недели не проявлялся. Как его вернуть? Обратиться к колдуну? Обратилась. Он помог ей вернуть любимого, однако, как всегда, есть одно «но»…