© Виктор Кротов, 2017
ISBN 978-5-4485-2363-2
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Организатор беседы – Антон Кротов
Аудиозапись – Ксения Чуракова
Текст по аудиозаписи – Лариса Федякина
Стилистическая правка – Виктор Кротов
Эта беседа состоялась 24 сентября 2015 года в знаменитой квартире Антона Кротова, где долгое время устраивались (да и до сих пор случаются) встречи Академии вольных путешествий. В разные годы выступал там и я. Хотя мои темы выходили за рамки внешних путешествий по всему миру, но всегда находилось достаточно заинтересованных слушателей, неравнодушных и к путешествиям внутренним – предмету моих предпочтений.
Особенностью таких встреч была нарастающая степень их интерактивности, то есть участия слушателей не только в виде вопросов, но и в отношении самого выбора самого направления беседы. Так что каждый из участников беседы является одним из соавторов этой беседы.
Эта беседа – единственная, которая выходит в форме литературной записи. В книгу внесли свой вклад и организатор встречи, мой сын Антон Кротов, и сделавшая качественную аудиозапись Ксения Чуракова, и взявшая на себя немалый труд по переводу этой аудиозаписи в текстовый вид Лариса Федякина. А также каждый из присутствовавших, потому что ход беседы реально зависел от их интересов и активности.
Запись я называю литературной, потому что определённая стилистическая правка оцифрованного текста оказалась необходимой, чтобы смягчить утрату устной интонации, а также учесть отличие разговорного языка от письменной речи. Смысловую сторону и общую структуру беседы я старался не затрагивать.
Чтобы в книге было легче ориентированы, в неё вставлены примерные указатели обсуждаемых тем. Эти указатели не были заготовлены заранее и в ходе беседы не фигурировали.
ВК: Может быть, разочарую вас сразу. Но лучше сразу, чем потом. У меня нет никакого специального учения. То есть объяснять кому-то, что нужно думать так-то и так-то – это совершенно не для меня. Мне кажется, что каждый человек должен думать, прежде всего, по-своему. И подсказывать ему, как именно он должен думать – это пустая задача.
Однако у меня есть свои взгляды на то, как что устроено. Я лет пятьдесят с гаком думал на всякие такие темы и теперь многое представляю себе яснее, чем раньше. Спрашивали: как думать эффективно – этим я и занимаюсь. Я занимаюсь инструментарием мыслителя, то есть как отлаживать всякие инструменты, как это применять. Эти инструменты я и хочу предоставить в ваше распоряжение, а вы уж делайте с ними, что хотите. Можете к ним свои добавлять, можете их задом наперед использовать. Я могу только отчитаться в том, что я придумал своего, а вы можете посмотреть, подходит ли это вам.
Почему дружба с жизнью? Дружба с жизнью – это метафора. Что такое метафора, все знают? «Горящие глаза», «холодное сердце» и т. д. Метафора – это буквально означает перенос, перенос одного смысла на другое явление. Это очень хорошая штука, которая позволяет оба явления увидеть по-другому. Этим я и пользуюсь в метафоре дружбы с жизнью
Представим себе, что жизнь – это такой человечек, с которым хочется подружиться и поддерживать дружеские отношения. Как это делать?
В такую метафору можно вложить очень много, а можно ничего не вкладывать. Собственно, этим занимаются испокон века и философия, и религия, и много отдельных энтузиастов, один из которых перед вами будет за всех отдуваться.
Выражение «дружба с жизнью» прошу не считать каким-то специальным заклинанием. Сказал «дружба с жизнью» – и все, все уладилось, день получился, как действовать знаешь и все практическое можно проверить. Раз – приложил мерку дружбы с жизнью: подходит – не подходит… Но это не так.
Метафору дружбы с жизнью правильней всего сравнить с дверью, которую открываешь, а за ней что?.. За ней – много других дверей. И за каждой дверью – ещё двери. Попутно, правда, до того, как открывать следующую дверь, что-то интересное можно узнать там, куда уже добрался. Но двери… Их много. Поэтому я и говорю о сто двадцать одной теме, на каждую из которых мне пришлось пристально взглянуть, чтобы сориентироваться. И это еще я скромно говорю. Можно сказать число и побольше. Я математик, так что они все у меня считаные. Так что смотрите – кто куда дойдет, кому что интересно… Поэтому наша беседа будет построена так: мы будем говорить о том, что хотя бы кому-нибудь интересно.
Заранее, прошу прощения у всех, особенно у моего сына Антона, за недостаточный, может быть, в некоторых случаях практицизм, за недостаточное практическое приложение тех инструментов, о которых пойдёт речь, к реальности. Но это вполне сознательная позиция, потому что я считаю, что сделать любой взгляд на жизнь практическим может только сам человек. Только он сам может определить, что ему делать, как ему поступить, как ему быть. Только таким образом человек может применить мировоззренческий инструмент. Проследить со стороны, правильно ли инструмент применён, весьма проблематично… Как известно, ножом можно хлеб резать, и операцию делать, и просто в живот пырнуть. Применение – это уже в наших собственных руках.
Если говорить о каком-то самом важном исходном моменте, то о нём я должен предупредить сразу. Я абсолютно уверен, что вся жизнь, весь мир полны вездесущего смысла. Во всём есть смысл, и чем пристальнее мы вглядываемся, тем больше видим пластов смысла, которые уходят всё глубже, или всё дальше, или всё выше, если мы смотрим вверх. Это всё ужасно интересно!..
Если считать, что мир не исполнен смысла, то и говорить не о чем. Нет смысла – и нет.
Какой тогда смысл в нашей беседе? И в рассуждениях всяких, и в инструментарии, и в разуме. И вообще ни в чём нет особого смысла. Если считать, что смысл частичен, – это получается такой зыбкий компромисс. (Хотел сказать «паллиатив», но испугался этого слова…) Зыбкий компромисс, который до добра не доводит: всё равно скатываешься либо в ту сторону, либо в эту.
Теперь так. Я могу сразу отдать слово вам. Могу сделать ещё крошечное дополнение к вступлению, если вы его выдержите. Выдержите?.. Тогда дополню.
Чтобы это выражение «дружба с жизнью» не превращать, действительно, в заклинание, я всё-таки скажу три основные вещи, которые считаю очень важными для того, чтобы успешно пользоваться этой метафорой.
Я их называю «тремя великими уважениями», хотя это, конечно, немножко пафосно.
Для того чтобы разобраться в том, что такое дружба с жизнью, человек должен уважать саму эту жизнь, то есть быть с нею внимательным, уметь с нею общаться. Об этом можно отдельно поговорить. Это