Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг…
Первое послание к коринфянам св. апостола Павла
Трудно найти слова для начала рассказа о событиях настолько грандиозных и неожиданных, что они с трудом укладываются в сознании. Поэтому начнем просто с нескольких фактов и цитат из весьма авторитетных источников:
2010 г. Папа Бенедикт XVI: «Сопротивление человека смерти становится очевидным», современная наука стремится найти средства, спасающие не только от всех болезней, «но и от нашей крайней обреченности – от самой смерти», «лекарство бессмертия должно существовать».
В 2013 г. На открытии учрежденной Google Калифорнийской компании «Жизнь» (Calico) заявлено, что ее цель – продлить человеческую жизнь как минимум на 500 лет. Текущая деятельность компании засекречена.
Ноябрь 2017 г. Глава российского Центра стратегических разработок, экс-министр А. Кудрин: через 10—15 лет «у нас появятся почти бессмертные люди».
Осень 2017 г. Президент В. Путин: «…в ближайшее время [человечество вступит] в очень сложный и очень ответственный период», наука способна «влезать в генетический код» и подошла к возможности создания людей «с заданными характеристиками».
Даже этих нескольких примеров с весьма лаконично представленной информацией достаточно, чтобы понять: в мире уже идет гонка в области биологических разработок, которые подошли к какому-то важному рубежу.
Если еще тринадцать лет назад, когда вышла моя первая книга о перспективах управления биологией человека, «технологии бессмертия» воспринимались как утопия, то сегодня у информированных мира сего нет сомнений, что решающие открытия в этой области – вопрос не столь отдаленного будущего.
Эти открытия будут не только величайшим научным прорывом, но и событием, не имеющим аналогов по своему гуманитарному и цивилизационному значению.
Поэтому уже сегодня важны не только и не столько научно-технологические прогнозы, сколько оценка тех изменений в образе существования человека, в нем самом, которые вызовет применение новых технологий и которые, как показывает проведенный нами комплексный анализ, будут, без преувеличения, ошеломляющими.
Актуальность и драматизм сегодняшней ситуации еще и в том, что фундаментальные открытия в биологии, способные вызвать эти перемены, непредсказуемы и могут произойти достаточно неожиданно.
Несколько слов для понимания дальнейшего – о том, что будут собой представлять новые биотехнологии, новая биомедицина.
Эти технологии основаны на непосредственном вмешательстве в работу органелл живой клетки, в ее геном через внедрение в клетки организма специальных органеллоподобных активных частиц (биологических наноавтоматов, наноагентов)3.
Поскольку все жизненные процессы определяются в итоге именно работой клеток, это позволит эффективно влиять буквально на все свойства и параметры организма – телесные, нервно-психологические, ментальные.
По конечным целям можно выделить четыре основных направления применения биомедицины:
– иммортация (от лат. immortalis, бессмертный) – «бессмертизация», прекращение действия биологической программы старения, ограничивающей максимальную продолжительность жизни организмов4;
– ювенация, т. е. омоложение организма, устранение уже внесенных программой старения деструктивных изменений;
– биотерапия – как лечение, так и полное предотвращение возможности возникновения любых видов заболеваний;
– биопластика – прижизненное изменение телесных и психо-когнитивных качеств и свойств человека.
Иными словами:
иммортация сделает человека биологически бессмертным,
ювенация омолодит,
биотерапия избавит от самого понятия болезни,
биопластика позволит в широких пределах менять тело, органы, психику и даже черты характера и интеллектуальные способности5.
В силу определенных особенностей развитие этих направлений будет идти с разной скоростью. Более вероятно, что первыми будут созданы технологии иммортации, ювенации и частично биотерапии. И лишь позже появится (в полном объеме) биопластика.
Будущая биомедицина не имеет ничего общего с современной медициной химических препаратов и скальпелей. Внешне она будет выглядеть как «заражение» человека синтетическими «вирусами», которые доставят в клетки необходимые наноавтоматы-наноагенты6.
Любые новые технологии, после того как они внедряются в какую-либо сферу человеческой деятельности, так или иначе сказываются на образе жизни людей. Иногда это воздействие опосредованно и малозаметно, иногда весьма ощутимо. Даже приведенное выше описание в общих чертах возможностей новой биомедицины позволяет понять, что уровень ее влияния будет беспрецедентным.
Но «медицина бессмертия» в этом смысле имеет уникальную особенность – она способна влиять на жизнь людей не только после ее внедрения, но еще ДО своего создания, всего лишь в результате возникновения веры людей в ее возможности, в реальность «бессмертия». Эта вера, которая будет постепенно, по мере проникновения информации о успехах биологии, распространяться и укрепляться в массовом сознании, сыграет огромную роль в будущих исторических событиях, вызовет значительные изменения в мировоззрении и поведении людей, отразится существенными последствиями в экономике и социальной сфере.
Эта уникальная опережающая особенность воздействия новых биотехнологий определяется исключительной ценностью и значением для каждого человека тех благ, которые они открывают перед ним. Благ, которые в принципе не могут дать никакие иные технологии.
Здесь следует понимать, что иммортация, ювенация, биотерапия, биопластика означают не просто продление срока жизни, лечение болезней или возможность с легкостью изменять форму носа. Их ценность существенно выше – они позволяют избавиться от многих, не решаемых иным путем извечных проблем человека, обеспечивают совершенно иной уровень, иное качество существования, недосягаемую сегодня степень личной свободы, невероятные индивидуальные возможности.
Так, биотерапия – это не просто эффективная медицина. Это исключение самой возможности