Во встречи Моисея с Богом, он проявляет себя как источник вечной жизни, показавшим себя в чуде неопалимой купины: «Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провёл он стадо далеко в пустыню и пришёл к горе Божией, Хориву. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнём, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. Господь увидел, что он идёт смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я! И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исход 3:1—5). «И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам» (Исход 3:13—14).
«Я есмь Сущий» – это синодальный вариант перевода. В древнееврейском оригинале оно произносится оно как Ehyeh Asher Ehyeh. В Септуагинте (переводе на греческий III века до н. э.) самоименование Яхве передано как – «Я есть Тот, Кто есть». Наиболее вероятна связь имени с глаголом hyh (ивр. «быть» или «жить»), тем самым оно допускает значение: «Он есть», «Он есть (Бог) живой» или «Он даёт жизнь». Имя Яхве заключает в себе тайну и дар. Древнееврейский глагол hyh означает не только бытие, но и явное присутствие. Он характеризует не сущность, а существование. Выражение вероятнее всего означало «Тот, Который жив». Во всей Библии он представляет себя как живой Бог, всегда присутствующий и всегда действенный.
Тетраграмматон в иудейской религиозной и каббалистической традициях – четырёхбуквенное имя Бога, считающееся собственным именем Бога, в отличии от других титулов Бога. Тетраграмматон записывается следующими четырьмя буквами иврита: йуд, хей, вав, хей, образующими слово др.-евр. YHWH. Это имя Бога встречается в Танахе (Ветхом Завете) чаще всего (более 6 тысяч раз), впервые встречается во второй главе Книги Бытия (2:4), упоминается в десяти заповедях.
Горящий куст есть ничто иное, как маломасштабное проявление Бога. Хотя в Библии никогда прямо не говорится, что тело Яхве состоит из огня, нескольких отрывков из разных текстов связывает его с огнем. По этой причине в Еврейской Библии существует строгий запрет на изображение Бога (Исход 20:4—5; Второзаконие 5:8—9; Исход 44). Более того, согласно Второзаконию, Яхве оставался бесформенным, подобно огню, во время своей теофании на Хориве.
В целом Яхве изображается как воинственный бог огня: «пламенный меч» (Бытие 3:24), «пламя огня» (Бытие 15:17), Левит (10: 1—3), «среда огня» (Второзаконие 4:11—12), «огонь небесный» (Бытие 19:24, Числа 16:35), «всесожжение» (Бытие 8:20, 22:2, Иcход 12:8—10, 24—25, 29), «столп огненный» (Исход 13:21—22, 14, 19—20), «огонь поядающий (Исход 24:17, Второзакние 4:36, 9:3), «воспламенившийся гнев» (Числа 11:1—3, 12:9), «стрелы огненные» (Песнь Песней 8:6), «клубящийся огонь» (Иезекииль 1:4), «огонь ярости» (Иезекииль 22:31).
Сопоставив другие описания и эпитеты Яхве видим, что их всех объединяет одно – божество описывается, как находящееся, буквально живущее в огне как своей родной стихии. Поэтические метафоры во всей Библии описывают Яхве как огненное божество. Бог в образе огня и дыма заключает завет с Авраамом (Бытие 15:17). Яхве говорит с Моисеем на горе Синай из горящего куста (Исход 3:2—4), Моисей получает скрижали на горе Синай, охваченной огнем (Исход 19:18; 24:17), причем Бог говорит из пламени (Второзаконие 4:12,33,36; 5:4,22; 9:10), ведет евреев из Египта в образе огненного столпа (Исход 13:2—22; Неемия 9:12,19; Псалтирь 77:14; 104:39; Исаия 4:5), учит священников использовать огонь для жертвоприношений (Левит 1:4). Он же ставит у врат Эдема херувима с огненным мечом (Бытие 3:24). Огонь неоднократно используется Богом как оружие, защищающее или карающее. Отсюда происходит представление о единстве и единосущности адского и божественного огня как жара бога, составляющего блаженство достойных, но мучительного для грешников.
Во всей Библии Огонь – это средство, с помощью которого Яхве общается со своим народом. Старая поэзия Израиля и пророческая литература изображают божественный огонь, как глаза, дыхание, рот и язык Яхве. Он использует огонь для выполнения задач, которые люди выполняют своим телом. Хотя это пламя не выражает полную природу Яхве, но оно является силой, с помощью которой он физически взаимодействует с материальным миром.>1
Пламя – свидетельство присутствия Бога: «Когда зашло солнце и наступила тьма, вот, дым как бы из печи и пламя огня прошли между рассеченными животными. В этот день заключил Господь завет с Аврамом» (Бытие 15:17)