Люди порой походят на дикобразов, которые жмутся друг к другу в холодной, темной и опасной ночи. Они ищут тепла и безопасности. Но как только они прильнут друг к другу, согреются и успокоятся – их иглы расправляются и впиваются в тело соседа до крови.
Шипя от боли, они расползаются. И опять мучаются в одиночестве, пока раны не затянутся и инстинкт жизни снова их не погонит к теплу.
Однако после повторения нескольких таких циклов страх повредиться, вновь испытать боль становится слишком сильным. Неизбежно наступает период отчаяния и безнадежности. За этим приходит умирание.
Шопенгауэр был очень и очень проницателен, когда дал такую пронзительную метафору поведению людей. Но он заблуждался в главном.
Тяга к близости действительно продиктована самой природой. Это инстинкт. Но причинение затем боли и отталкивание – это приобретенный невротический рефлекс. Это не осознанный и не переработанный детский опыт, который люди раз за разом воспроизводят в своей взрослой жизни. Шопенгауэр же принял это за норму.
Его горький детский опыт так и не дал ему постичь безопасность близости и любовь.
К сожалению, он так и не вырвался из своего жизненного сценария. Его гениальный интеллект, писательский талант, вся его жизнь были принесены на алтарь этой детской душевной травмы.
Философия Шопенгауэра стала гимном одиночеству сильных и одаренных людей, которые убегают в достижение внешних целей. Кто-то убегает в труд, кто-то рвется к власти, кто-то – к деньгам, которых уже не может освоить, а кто-то стремится быть самым первым любой ценой… В этом случае цель становится сильнодействующим средством от пустоты, как алкоголь: на время отвлекает, согревает, обезболивает, пока не превратится в яд и не убьет.
Эту книгу я адресую лидерам – людям, для которых движение является эквивалентом жизни. Лидерам, которые хотят прожить свою жизнь полно, в балансе – ярко творя и ярко любя. Лидерам, которые ответственно относятся к своей природной одаренности и хотят реализовать себя через созидание. Лидерам, которые стремятся осознанно и аккуратно использовать свою мощную силу с людьми – ведя их к развитию, но не подавляя и не развращая.
Я посвящаю эту книгу также людям, которые искренне любят лидеров и разделяют с ними их смелые, иногда сумасшедшие начинания, порой опережающие на десятилетия сознание современников. Верят в них и поддерживают, когда большинство окружающих с опаской и непониманием крутят пальцем у виска.
Жить и сотрудничать с лидерами, с этими непоседливыми людьми – очень непросто, но всегда интересно. Без любви и постоянной заботы своих близких они не смогли бы достичь того, чего они так страстно хотели, не смогли бы разделить радость своего успеха.
Блестящий фасад успешности так часто прикрывает одиночество и разочарование.
Надеюсь, истории моих героев помогут вам увидеть собственные внутренние ограничения и «шипы», которые гонят вас к новым целям, но не дают любить и быть счастливыми.
В конце концов, глубинный смысл психотерапии – это возвратить человеку способность любить и быть любимым.
С любовью,
Ольга Александровна Лукина
Норма – это отклонение, наиболее часто встречающееся в популяции.
Джеймс Мастерсон
Считается, что современные деловые люди стали меньше читать, особенно серьезной, глубокой литературы. По мнению некоторых редакторов деловых изданий, занятые люди больше не могут и не хотят долго фокусировать внимание на тексте, задумываться; им следует выдавать мелко нарезанные пронумерованные кусочки в стиле практических советов и рекомендаций.
Считается, что для того, чтобы книга в деловом мире имела успех, в ее названии должны обязательно фигурировать такие слова, как «власть», «деньги», «карьера», «секс», на худой конец – «эффективность».
Я, пожалуй, соглашусь, что, к сожалению, такая тенденция есть. Однако в моем окружении и в моей практике я, напротив, вижу, как бизнесмены, несмотря на свою занятость, читают и ценят живую, глубокую литературу, ищут в ней пищу для размышления и своего развития. Видимо, мои клиенты – лидеры, да и я сама, просто не то большинство, которое определяет современную норму. Но должна же быть литература для меньшинства? Должны быть фильмы и книги, не подчиняющиеся трендам современного невротического общества?
Если вас интересуют рецепты в стиле «как быстро уничтожить своих конкурентов», «как переманипулировать всех и оказаться сверху в своей корпорации» или «стать лидером за 48 часов» – закройте эту книгу сразу, прямо на этой странице. Вы здесь этого не найдете.
По своему смыслу эта книга, скорее, антикоучинг.
Оговорюсь, что я не имею ничего против коучинга как вида психологического консультирования, эффективного для решения определенного круга прикладных задач.
Я имею в виду распиаренный за последние несколько лет продукт маркетинга для решения всех вопросов людей, которые избегают трезвой оценки себя и не хотят называть вещи своими именами.
По правилам игры слово «психотерапия» здесь произносить нельзя, а то клиенты могут подумать, что с ними что-то не так.
Но тогда что же это за действо, если оно не исцеляет и не лечит пораненную душу? Очередная мини-религия для платежеспособных людей и тех, кто жаждет стать таковыми?
Мы помним заговоренную воду и лидерские тренинги, обещавшие человеку перевернуть его жизнь и принести счастье после двух-трех приемов.
Многие вчерашние политики, предприниматели, менеджеры и домашние хозяйки принялись учить жизни, произнося правильные слова о смысле жизни, о балансе, о ценностях…
Лично у меня эта ситуация вызывает только легкую улыбку с оттенком горечи. Но каждый человек выбирает сам и сам несет за свой выбор ответственность.
Пока будут люди, готовые выиграть в игре в колпачки на привокзальной площади, – будут люди, готовые для них эту игру организовать. Реализация классической, упоминаемой еще в средневековой литературе психологической связки Жертвы и ее Преследователя.
Я сама применяю коучинг в своей работе с руководителями и их командой, когда нужно, например, помочь клиенту быстро сориентироваться в конкретной ситуации и выработать эффективную тактику.
Но это только малая толика нашего контакта. Это точечные вкрапления в объеме глубокой и динамичной психотерапевтической работы с лидером.
Цель моей системной работы – отнюдь не сделать клиента лишь более эффективной и подходящей корпоративной единицей, но – помочь ему найти себя, ответить прежде всего себе на два вопроса: «Кто я?» и «Что мне нужно?».