Если вы владеете бизнесом в России в масштабе более 400 млн рублей выручки в год, то, скорее всего, это Группа компаний.
Связано это с «повышением безопасности». Здесь и желание диверсифицировать риски по направлениям деятельности, и множественность компаний по территориальному признаку (или другим видам зон ответственности), и необходимость отделить активы от операционной деятельности, и особенности регулирования некоторых отраслей (например, лицензии, специфические требования к субъекту по выручке). А еще важность защиты от административных рисков, чреватых блокировкой всего бизнеса без вины. Здесь же налоговая безопасность. И так далее и тому подобное.
Повышение безопасности бизнеса, в том числе налоговой, напрямую зависит от того, кто владеет компаниями Группы. Необходимо добиться, чтобы структура владельцев не совпадала между собой полностью. Этот процесс мы называем диверсификацией структуры владения.
Обычно владение компаниями «разбавляется» партнерами по бизнесу (из числа Основателей или вновь «приобретаемых»), топ-менеджерами (за достижение определенных показателей), супругами или детьми (это элемент наследования «теплой рукой»). Еще чаще – кровными родственниками, родителями супругов или кем-нибудь из одно… (-классников, – группников и т. п.).
В результате перед собственником, которому есть что терять, неизбежно встанет вопрос – как обеспечить контроль за всем этим хозяйством. Контроль Основателя можно сравнить со стоп-краном, дернув за который, тот гарантированно получит обратно в свое прямое владение все компании или их часть.
Доверие – исчерпаемый ресурс. Поэтому мы полностью разделяем желание Основателя обеспечить целостность бизнеса, построив его юридическую структуру НЕ на доверии. И у нас есть четкое понимание, как это сделать. Понимание это формировалось 15 лет на примерах более 300 компаний частного среднего бизнеса в 52 отраслях.
К сожалению, не существует одного простого, понятного, эффективного и, главное, универсального решения. Поэтому мы вводим понятие Программы защиты Основателя бизнеса, которая упакована в девять конкретных шагов-инструментов.
Ценность книги:
Для читателя. Вам не нужно быть юристом, чтобы овладеть простым и безотказным подходом к обеспечению налоговой, имущественной и управленческой безопасности бизнеса, который изложен на страницах этой небольшой книги. В ваших руках окажутся инструменты 100 % владельческого контроля. А алгоритм фиксации отношений между партнерами по бизнесу усилит благотворный эффект от прочтения.
Для авторов. Эта книга – возможность расширить клуб любителей адекватного сканирования жизненного пространства, в противовес фанатам бизнес-хаков, прихваток и волшебных пилюль.
Начнем мы с обсуждения всего пула задач, которые системно решает диверсификация структуры владения компаниями Группы.
Часть 1. Диверсификация владения – главный ингредиент налоговой безопасности. И не только
ФНС насчитала 17 критериев искусственного дробления бизнеса, мы обнаружили целый взвод – аж 30. И лишь один аргумент защиты оказывается фактически неприступным.
Угроза обвинений в искусственном дроблении остается одним из главных факторов неопределенности и рисков для любого бизнеса. Даже если он «белый и пушистый». Суровость ситуации одновременно и в отсутствии четкого законодательного регулирования, и в существенных доначислениях (в среднем в 2022 году они составили около 54 млн рублей на одну налоговую проверку, тогда как в 2017 – всего 26 млн рублей).
Даже налоговая служба, в зависимости от конъюнктуры, может переобуваться в прыжке. Так, в своем письме 2021[1] года ФНС сообщала, что создание IT-компаний для использования отраслевых налоговых льгот следует тщательно проверять на предмет незаконного дробления. А на фоне новых мер поддержки IT-отрасли в 2022 году служба отозвала[2] свое предыдущее мнение, указав, что создание компании под льготы «не может рассматриваться налоговыми органами как искажение фактов хозяйственной жизни… и квалифицироваться как применение схемы уклонения от налогообложения (дробление бизнеса, необоснованное получение налоговых льгот и пр.)».
Исследовав сплошным методом все арбитражные дела с контекстом «искусственное дробление» с 2017 года, мы смогли выделить не только 30 критериев, на основании которых строится обвинение в искусственном дроблении, но и произвели количественный и качественный анализ рисков налогоплательщиков. На основе проведенного анализа мы сформулировали пять довольно простых правил построения Группы компаний без признаков дробления. В данном контексте нас будет интересовать лишь одно из этих правил, касающееся требования продемонстрировать и подтвердить доказательствами наличие бизнес-цели и деловой мотивации при выборе юридической модели Группы компаний.
Если кратко, руководство к выполнению данного правила построено на универсальной формуле прибыли для любого бизнеса:
При чем здесь искусственное дробление? Очень просто. Прежде чем принимать решение об изменении юридической модели Группы компаний, невзирая на убаюкивающий шепот налоговых советчиков или друзей («да все так делают»), нужно подумать, что в результате поменяется в Формуле прибыли. Если хотя бы один множитель в ней меняется в лучшую сторону – значит, мы действуем не из соображений налоговой экономии и нам будет, что сказать в суде, обосновывая свою деловую мотивацию.
Иными словами, изменение юридической модели вашей Группы компаний и вообще устройства бизнеса должно каким-то образом повлиять на:
• удовлетворенность клиента (например, вы от этого больше не заработали, но клиент стал гораздо счастливее);